Пустые бутылки от Кока-Колы

Почти все из нас пробовали кока–колу, но далеко не все знают историю этого напитка. Нет, мы не будем сейчас касаться известных фактов и писать о том, что полный список ингредиентов Колы знают всего три человека. Или о том, как фирме пришлось менять состав из-за присутствия в напитке вытяжки из листьев коки. Речь пойдёт о деньгах.

В пятидесятые годы компания Кока-Кола обратилась к президенту США с просьбой выпустить 7,5 центовую монету. Сейчас кажется немыслимым обращаться с таким предложением к президенту страны, но в то время руководство компании так не считало. Дело в том, что фирма годами вкладывала деньги в рекламу под слоганом «Кока-кола стоит ровно никель», то есть 5 центов. В те годы большинство бутилированных газированных напитков продавались по 6-7 центов, а Кока-Кола позиционировала себя как напиток для всех и каждого.

Реклама Кока-Колы разных лет

Но время шло, инфляция и конкуренты в лице Пепси делали своё дело и продавать колу на тех же условиях становилось нерентабельно. Нужно было уменьшить объем бутылок или поднимать цену до тех же 6 или 7 центов, но тут было несколько затруднений.

Во первых - у фирмы был огромный запас в миллиард бутылок, поэтому менять ёмкость было попросту невыгодно. Тем более, что Пепси и другие производители выпускали напитки в точно таких же по ёмкости бутылках. (Между прочим, стоимость бутылки составляла значительную часть от стоимости продукта и на некоторых рынках периодически возникали «бутылочные войны», когда конкуренты попросту засылали хулиганов на чужие склады ради того чтобы разбить запасы стеклянной тары).

Во вторых - больше половины всей колы продавали автоматы, которые не умели давать сдачу с даймов, 10 центовых монет. Покупателю нужно было иметь в кармане несколько мелких монеток, что конечно же, сильно снизило бы продажи напитка.

В третьих - фирма боялась, что публика, за многие годы привыкшая к тому, что «Кола стоит ровно никель», перестанет покупать этот напиток. Ведь бутылка кока-колы всегда стоила 5 центов - что в 1886 году, что в 1950. Последняя бутылка по этой цене была продана аж в 1959 году. Прошло 70 лет, сменилась эпоха, закончилась Великая депрессия и две Мировые войны, а цена на колу не менялась, кока-кола всегда стоила один никель. 

Кому-то из руководства пришла сумасшедшая идея о новой монете в семь с половиной центов (которую, по слухам, планировалось назвать «большой никель» - чтобы можно было пользоваться старыми рекламными материалами не обманывая покупателей), после чего и последовало то самое обращение в администрацию президента. Президент не захотел вмешиваться в дела частного бизнеса и на это обращение не отреагировал, после чего фирма Кока-Кола пошла на совершенно беспрецедентный, можно даже сказать мошеннический шаг.

Автоматы компании по прежнему продавали колу по 5 центов, вот только каждая девятая бутылка, купленная в таком автомате, была пустой, а «счастливому» покупателю приходилось выкладывать ещё 5 центов. Таким образом фирма пыталась соответствовать своему рекламному слогану - вроде бы и напиток стоит 5 центов, и предприятие не в убытке.

Со временем от этого способа продаж пришлось отказаться, поскольку людям не хотелось платить дважды за один товар. Да и в целом покупатель стал более разборчивым, а ассортимент сладких напитков позволял легко найти похожий напиток без всяких лотерей с пустыми бутылками. Зато теперь пустые запечатанные бутылочки кока-колы тех времён ценятся у коллекционеров и стоят приличные деньги.