Советская школа против американской в 1958 году

5 октября в газете «Правда» появилось сообщение ТАСС: «В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли». За этим эпохальным событием последовало множество других, определивших развитие человечества во многих областях на годы вперёд. И именно отсюда берёт начало и наша история - история про сравнение систем образования в СССР и США.

Первый спутник Земли произвёл очень сильное впечатление на весь мир. Эмоции были разными - жители СССР и стран-союзников ликовали, но в за океаном всё было иначе. Американские газеты отводили запуску первые полосы. «Америка больше не может быть уверенной в том, что находится на передовой мирового прогресса. Советские ученые и учителя действительно высоко ценятся в СССР, и страна, в которой наука заняла место религии, теперь вознаграждена».

Спутник нанёс самолюбию жителей США серьёзный удар. Но американцы не были бы американцами, если бы не попробовали выяснить из-за чего они стали уступать в разворачиваюшейся космической гонке. В журнале «Лайф» 24 марта 1958 года появилась статья, в которой были такие слова: «Кризис школьного образования — то, о чем у нас говорили давно и без всякого толку — четко высветил советский спутник». Таким образом, американцы наконец-то обратили пристальное внимание на собственную систему образования, которая, несмотря на проблемы, априори считалась лучшей в мире. Но так ли это на самом деле? 

И вот, в том же самом 1958 году американская сторона предложила СССР произвести эксперимент для сравнения качества образования двух разных систем - взять советского и американского школьников и в течении месяца фиксировать все их действия дома, в школе, в кружках, спортивных секциях. А после полученные данные проанализировать и сделать вывод чья же система образования лучше.

Обложка журнала Лайф - Кризис в образовании, март 1958 года

Американская делегация была вольна самостоятельно выбрать школу и ученика. Выбор пал на московскую школу N49 на Фрунзенской набережной и ученика 10-Б класс Куцкова Алексея. Такое же исследование проводилось и в американской школе, где пристально изучалась жизнь школьника из Чикаго Стивена Лапекаса, но это у нас не особо афишировалось.

Программа исследования, критерии для сравнения двух систем образования составляли сами американцами. Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под действительно хорошим средним образованием. Сравнивали набор изучаемых в школах предметов. Сравнивали отношение к ребят к занятиям, составляли списки ими прочитанных книг, выясняли как школьники проводят свободное время.

Результаты исследования были опубликованы в том же журнале ровно через месяц и эти результаты потрясли Америку.

Выяснилось, что средний советский школьник как минимум на 2 года опережает своего американского ровесника по уровню образованности.

Стивен Лапекас изучает английский язык, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный предмет — геометрия, поэтому его семье приходится нанимать дополнительного репетитора по этому предмету. Список школьных предметов у Алексея Куцкова намного больше, как и общая успеваемость.

Куцков читал произведения классиков мировой литературы, а Лапекас интересовался исключительно приключенческой литературой. Более того, выяснилось, что в американских школах считается допустимым ограничиваться рецензиями на книги, не читая само произведение. В советской же школе это считалось недопустимым. Оба юноши активно занимались спортом и тут небольшое преимущество было у американца. Стивен много времени тратил на общение с друзьями и девушкой, любил бывать на вечеринках и танцевать. Алексей всегда занят учёбой и занятиями спортом. Стивен Лапекас довольно легкомысленно относился к своей учёбе, хотя и собирался поступать в колледж. Для Алексея Куцкова очень важны оценки в школе, поскольку он серьезно настроен поступить в хороший институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая карьера.

В результате этого исследования выяснилось, что советская школа уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам: химии, алгебре, геометрии, физике, но у учеников также есть возможность изучать литературу и языки. В целом же, у детей в СССР было больше резона учиться, поскольку на тот момент ученые и инженеры были истинной элитой страны и являлись образцом для подражания.

Выводы из эксперимента Америка сделала незамедлительно. Началась реформа образования, в результате которой финансирование учебных заведений было сильно увеличено, выросла и их материальная база, а самих школ стало больше. Была запущена программа по поддержке стипендиями действительно способных учеников.

Уже потом, по прошествии многих лет, говорили, что администрации президента Эйзенхауэра был выгоден проигрыш американского школьника, чтобы было легче обосновать необходимость реформ в сфере образования. Так это или нет - мы уже не узнаем.