Мозаичные панно Исаакиевского собора

История появления мозаики в оформлении интерьеров Исаакиевского собора

Автор – Давыдов Д.В.

«Любые картины со временем блекнут, и лишь мозаика с годами сверкает всё больше». Так говорил Джорджо Вазари, знаменитый итальянский писатель и живописец, основоположник современного искусствознания.

Очень похоже на то, что французский архитектор Огюст Монферран руководствовался именно этими словами когда проектировал интерьер Исаакиевского собора. Обычно соборы украшались росписями и фресками, но своеобразные климатические условия Санкт-Петербурга привели архитектора к мысли о мозаике.

Мозаика в Исаакиевском соборе

Выбор техники исполнения живописных панно главного собора зала затянулся на несколько лет. Сначала было решено выполнять росписи в традиционной технике энкаустики (красками на основе воска). Однако привлечённые немецкие специалисты заявили, что эта техника совершенно непригодна для Петербурга. Было решено сделать несколько проб, для работы над которыми пригласили самых авторитетных художников - Брюллова, Бруни и Басина, которые должны были в разных техниках выполнить свою часть работы. Невысокое качество грунта и большая влажность стали причиной того, что в некоторых случаях грунт отставал от штукатурки и его пришлось наносить повторно, а мастерам заново переписывать картины.

Работы по постройке храма уже велись, когда Монферран отправился в Италию с целью выяснить возможность использования мозаики для украшения Исаакиевского собора. В Италии ему понравились и сами мозаики, и технологии их изготовления, поэтому француз твёрдо решил использовать мозаичные панно в своём проекте. После его возвращения было много споров и дискуссий по этому поводу - нашлись и сторонники, и противники его идеи.

Споры шли около трёх лет, а конец спорам положил лично император Николай I, который путешествуя по Италии в 1846 году, обратил внимание на мозаичные иконы в римских соборах. Император повелел заменить живопись на мозаику.

В Италию отправился десант из петербургских художников, которые сначала обучались азам мозаичного дела в старой итальянской мастерской, а затем на государственные деньги организовали собственную, куда пригласили итальянцев в качестве наставников. Называлась эта мастерская «Мозаичное заведение в Риме». В столице Италии это мозаичное заведение просуществовало целых четыре года, после чего в 1851 году мастерскую вместе со всем персоналом перевезли в Петербург.

После своего обучения в Италии мастера привезли в Россию и выполненные ими работы. О качестве этих произведений говорит то, что ныне эти работы хранятся в Эрмитаже.

Переехавшую из Рима мастерскую приписали к Академии художеств, где быстро наладили изготовление смальты — сплава стекла с различными металлическими красителями. Петербургские смальтовары не только освоили процесс изготовления смальты, но и привнесли в технологию её изготовления несколько новинок.

Создание мозаичных панно для собора продолжалось и после его официального открытия и освящения - аж до начала Первой мировой войны. При создании этих художественных панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты. Мозаикой постепенно заменили даже многие написанные ранее маслом картины. Сейчас в Исаакиевском соборе находится 62 мозаики, а их общая площадь составляет более 600 квадратных метров.

Конечно, далеко не всякий способен создавать великие картины из мозаичных чипсов (именно так называются отдельные кусочки смальты или камня), но пособирать мозаику вместе с детьми теперь может практически каждый. Купить замечательную развивающую детскую мозаику по низким ценам можно в интернет-магазине развивающих игрушек «Детский сад».