Конспект НОД в подготовительной группе «Необычное путешествие в тундру»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с тундрой, тема: «Необычное путешествие в тундру»

Автор: Терентьева Надежда Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10», с. Сизябск, Республика Коми.

Цель:

Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Задачи:

1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях северных оленей.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям тундры и бережное отношение к её природе.

Материал:

Иллюстрации с изображениями животных и растительного мира тундры; по 2 ёмкости с землёй на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; палочки-лопаточки (стеки); настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги; оборудование к опыту: лепёшки из теста, 2 предмета с разной площадью опоры, одинаковый груз; микрофон для интервью; карта Коми Республики со схемой- маршрутом оленеводческих бригад к летним пастбищам; схема, показывающая растительность тундры в условиях вечной мерзлоты.

Ход занятия:

I часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам пришли гости – воспитатели других детских садов, чтоб посмотреть, как мы занимаемся. Они как журналисты, будут брать у вас интервью и задавать вопросы о тундре.

Вопрос первого журналиста:

Ребята, расскажите, какая она, тундра? (Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте с помощью игры «Японская машинка» расскажем журналистам о тундре.

Игра «Японская машинка»

Дети стоят в кругу. Первый игрок хлопает в ладоши, по коленям, щелкает пальцами левой руки и говорит: красивая, щелкает пальцем правой руки и говорит: тундра. Другой делает тоже самое, но говорит другое прилагательное, характеризующее тундру и т.д. Главное – не сбиваться с ритма и слова не повторять. Журналист оценивает ответы детей на его вопрос.

Воспитатель:

Вы уже многое знаете о тундре. Сегодня мы с вами отправляемся вместе с нашими гостями - журналистами в необычное путешествие по тундре. Мы будем не только рассказывать то, что знаем о тундре, будем делать выводы, доказывать свои знания и узнаем, что всё, что есть в природе тундры, связано между собой, все приспособилось к жизни в тундре. Но сначала давайте вспомним, на чём можно добраться в тундру? (Ответы детей).

Воспитатель:

На чём мы сегодня с вами отправимся вместе с гостями? (Выбор детей, обсуждение).

Воспитатель просит детей подойти к карте Республики коми: «Поедем по одному из маршрутов оленеводческих бригад и доберёмся до этого места» (показ на карте).

Воспитатель:

Ну что, садимся вместе на вертолёт и полетели!

Все переходят в зал, где приготовлены столы, стулья, оборудование для опытов(экспериментальная площадка). В разных местах, удобных для детей, расположены иллюстрации с изображением тундры. В углу зала оформлен чум. Журналисты-воспитатели садятся на скамейку возле чума, дети садятся на стулья в ряд.

Воспитатель:

Вот мы и в тундре и начинаем изучать её.

II часть

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением северного оленя.

Воспитатель:

Кого вы видите на иллюстрации? (Оленя).

Вопрос второго журналиста:

Почему в тундре могут жить олени?

Дети:

Потому, что есть еда, вода!

Воспитатель:

Что едят олени?

Дети:

Растения: траву – пушицу, грибы, ягель, мох.

Воспитатель:

А растениям для жизни что необходимо?

Дети:

Свет, тепло, вода.

Воспитатель:

Выходит, что всё это есть в тундре. А почему большая часть тундры покрыта болотами? (Ответы детей, обобщения).

Воспитатель:

Всё вы правильно сказали. Сейчас мы всё это докажем. Подойдите к нашей экспериментальной площадке, садитесь за столики. Сейчас вы станете молодыми учёными, которые будут изучать почву тундры. Проведём опыт. Он уже знаком вам, но его провела я. А теперь вы сами проведите опыт и сделайте вывод.

Опыт по изучению почвы с детьми подготовительной группы

Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.
- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).
- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
- Наливаем во второй горшок. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.

Дети доказывают и делают вывод: в тундре вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и болот в тундре много и почва очень сырая.

Дети возвращаются на свои места.

Вопрос третьего журналиста:

Как же в тундре растут деревья и растения?

Ответы детей: рассматривание схемы, на которой изображена растительность тундры в условиях вечной мерзлоты, обобщения.

Вывод: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.

Воспитатель:

А сейчас ребята, будьте очень внимательны, будем устанавливать связи в природе тундры.
Если в тундре есть растения, а значит есть животные, которые ими питаются. Как вы думаете, это доказывает, что в природе всё связано? (Ответы детей, обобщения).
Какие животные есть в тундре, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями (травоядные)? (Олень, заяц, лемминг, мыши).

Воспитатель:

Сейчас мы установим ещё одну связь в природе.

Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит и есть хищники, которые ими питаются.
Какие хищников, которые охотятся на зайцев, леммингов, мышей? Хищники: волк, песец, полярная сова.

Если много леммингов летом и зимой, у полярной совы рождается много птенцов. Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.
Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось жить в условиях тундры.

Воспитатель:

А сейчас встанем и вспомним стихотворение о карликовой берёзе.

Вопрос пятого журналиста:

Какие насекомые есть в тундре? (Ответы детей).

Рассматриваем картинку, на которой изображены дед с внуком.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).
А есть ли в тундре бабочки? Вспомните, какого они цвета? (Ответы детей).
Почему бабочки в тундре более тёмной окраски? Давайте проведём опыт.

Опыт с настольной лампой

Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется.
Вывод: в тундре солнечных дней мало, бабочка приспособилась брать как можно больше тепла с помощью тёмной окраски.

Воспитатель:

А сейчас встанем все в круг, будем свободно ходить, думать и вспоминать, что мы знаем об олене очень интересное.
(Иллюстрации «Олень плывёт», «Быки ездовые», «Важенка с детёнышем»).

Вопросы:

Почему олень может долго плыть в очень холодной воде? (Внутри ворсинок шерси оленя остаётся воздух).
С чем можно сравнить шерсть оленя? (Со спасательным кругом).
Кто, когда и как меняет рога? (Хора-бык, важенка, зимой и осенью).
Что в копытах задних есть? (Мешочек с жидкостью и этим они смазывают место, откуда растут рога, способствуя тем самым их росту).

Воспитатель:

Хотите понять, почему широкие копыта помогают оленю жить в тундре?

Опыт с лепёшками из теста и грузом

Из теста, приготовленного заранее, делают три одинаковые лепёшки толщиной 1-1,5см. Для опыта также понадобятся два предмета с разной площадью опоры. К одной из двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином прикрепить 4 остро отточенных карандаша. к другой 4 закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепёшку. Сверху положить одинаковый груз. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

Воспитатель:

Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след.
Вывод: Для чего оленю широкие копыта? Чтобы меньше проваливался в снег.

Воспитатель:

Ребята, вспомните, сколько выводов мы с вами сделали, сколько природных связей установили, сколько доказательств послушали и каких? (Ответы детей).

А сейчас, пожалуйста, все садимся (… транспорт, на котором приехали в тундру) и возвращаемся в детский сад.

Скачать конспект занятия «Необычное путешествие в тундру»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...