Образовательная деятельность в области «Познание» (экология) «Внимание! Черепаха!»

Образовательная деятельность в области «Познание» (экология) «Внимание! Черепаха!» (наблюдение за черепахой с детьми среднего возраста)

Автор занятия: старший воспитатель по коррекционной работе Пронина Элина Викторовна, ГОУ Центр развития ребенка - детский сад № 2337 «Дельфиненок» СЗОУОДО г. Москвы.

Задачи:

- Способствовать обогащению представлений детей о черепахе, как живом существе: слышит, видит, передвигается, ест, дышит, защищается, размножается;
- Формировать представление о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения: тело покрыто панцирем, 4 ноги, хвост, толстая кожа, медлительная, неповоротливая;
- Способствовать развитию деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого;
- Способствовать поддержанию интереса дошкольников к жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться с животным;
- Укреплять дыхательную систему;
- Развивать тактильные ощущения обонятельных, зрительных, слуховых рецепторов;
- Развивать потребность в двигательной активности.

Оборудование:

- Ящик ощущений.
- Таз с водой, таз с песком.
- Черепаха степная, яйцо.
- Схемы яйцекладущих животных.
- Таблица природной зоны - степь.
- Игрушки - рептилии.
- Пища для кормления черепахи.
- Видеофрагмент о черепахах.
- Магнитофон.
- Указка.
- Картинки-загадки.

Предварительная работа:

- Наблюдение за черепахой в экологическом комплексе «Живая планета».
- Чтение стихотворения Г.Муллина «Как черепашка покупала рубашку».
- Просмотр видеофрагмента о черепахе.

Последующая работа:

- лепка из глины черепахи.
- работа с природным материалом (грецкие орехи), создание образа черепахи.
- раскрашивание скрытых изображений.
- обведение по точкам.

Черепаха, фото

Черепаха, фото

Черепаха, фотография

Черепаха, фото

Среда обитания черепах

Среда обитания черепах

Яйцо черепахи

Яйцо черепахи

Задание на раскрашивание скрытых изображений

Задание на раскрашивание скрытых изображений

Ход занятия:

Игровая мотивация

- Кто может появиться из этого яйца? (демонстрация яйца черепахи). Выставляются схемы - подсказки: змея, ящерицы, крокодил, птица, насекомые.
- Мы познакомимся с мамой этого детеныша (ящик ощущений).

Твердое или мягкое?
Округлое или угловатое?
Гладкое или шероховатое?
Живое или неживое?

Загадка про черепаху:

«Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет …
(черепаха)

Мама - черепаха, детеныш - черепашонок.

- Какие еще животные носят на себе щит:

«На себе ношу я дом
От врагов я прячусь в нем»
(улитки, рак отшельник)

Наблюдение

Почему она не двигается? (втянула голову, лапы – оказалась в незнакомом месте, можно ожидать любой опасности).

Высовывает голову: - на голову каких животных похожа голова черепахи? (змея, ящерица, динозавр – демонстрация игрушек.

Чем покрыта голова? (чешуей, шея в складках кожи).
Какие глаза? Для чего они? (маленькие, круглые, видеть).
Что с боку на голове? (слуховые отверстия).
Для чего? (слушать).
На что похож рот у черепахи? (на клюв, зубов нет, откус как ножницами).
Есть ли нос у черепахи? Для чего?
Сколько лап у черепахи? Для чего?
Что есть на лапах? (когти).
Зачем когти? (отталкиваться, рыть).
Есть ли у черепахи хвост?
Чем покрыто тело черепахи? «Что за чудо? Вот так чудо!
Снизу блюдо! Сверху блюдо!» (панцирь - щит).
Демонстрация: 2 тарелки, между ними игрушки - рептилии.
Какой панцирь? (форма, цвет, величина, поверхность).
В панцире 2 отверстия. Зачем? (в момент опасности прячет голову, лапы, хвост).
На что стала похожа? (камень).

Упражнение на втягивание головы

Игра «Черепахи и лягушки»

(на координацию, укрепление мышц живота, спины, мышечного «корсета» позвоночника, укрепление мышечного аппарата стопы) К.И. Чуковский.

До болота идти далеко,
(Имитация прыжков лягушки)

До болота идти тяжело.
Вот камни лежат у дороги
Сядем, вытянем ноги.
(Сидя, напрягаем стопу на себя, от себя)

Вдруг камни вскочили
(Имитация ползания черепахи)

И за ноги нас укусили
Лягушки закричали от страха:
Это - че, это -ре, это -паха!
(Бег)

Про кого говорят: «Ползаешь как черепаха?» (про медлительных людей).
Почему она так медленно, тяжело, неуклюже двигается? (тяжелый панцирь).
Перед нами два дома: вода и песок.
Какой выбрать для нашей черепахи? (песок, нет плавников)
Это степная черепаха (таблица природной зоны и музыкальное сопровождение ветра степей).
Чем она питается? (травянистыми растениями, сочными стеблями, цветами).
А когда степь покрыта снегом? (она спит, зарывшись в землю, она активна, когда тепло, поэтому ее надо обогревать лампой).
Давайте посмотрим и сравним, какие бывают сухопутные черепахи (демонстрация фото черепах с разными видами панциря; просмотр видеофрагмента о черепахах).

Игра «Кто лишний?»

(природная зона степи и животные ее населяющие)

Кто из животных нашего живого уголка живет рядом с черепахой? (песчанки).
Что мы сегодня узнали о черепахе?
Черепахе пора отправляться к себе домой, а вам она оставляет фотографию - загадку со скрытым изображением. Кто может правильно раскрасить картинку, тот ее увидит.

Скачать конспект занятия «Внимание! Черепаха!»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...