Конспект занятия «Животные Приангарья» для детей старшей группы

План-конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада, тема: «Животные Приангарья»

Автор: Ярмушева Татьяна Валентиновна – воспитатель высшей категории МБДОУ №22 «Искорка», г. Усть-Илимск, Иркутская область.

Области:

Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура.

Задачи занятия:

Образовательные:

Закрепить названия диких животных и их детенышей.
Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Иркутской области - Приангарье.

Развивающие:

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься.

Предварительная работа:

Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные».
Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные»;
Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Иркутской области и др.).
Заучивание: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живете? Что жуете?», И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчик».
Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»; стихотворений Н. Костарев «Бобер», рассказы В. Бианки и др.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка; презентация по теме «Животные Приангарья» (угадай животное, где живут звери); Дидактические игры-презентации «Один-много», «Назови детеныша», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Путаница».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто? (Показываю слайды, загадываю загадки).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(Заяц, на слайде картинка зайца).

Воспитатель:

А что вы ещё можете сказать о зайчике?

Дети:

Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Воспитатель:

Давайте посмотрим, кто же ещё к нам пришёл в гости.

Загадка про белку

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это ...

Дети:

Это белка!

Воспитатель:

Правильно (показываю картинку).

Воспитатель:

Белка, какая? И что она кушает? (Она быстрая, шустрая ...)

Дети:

Белка питается орехами.

Воспитатель:

Давайте ещё отгадаем одну загадку!

Загадка про лису

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это?

Дети:

Лиса.

Воспитатель:

Правильно, хитрая лиса. (Показываю картинку с лисой на слайде). А что значит хитрая?

Дети:

Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Воспитатель:

Лиса еще какая? (ловкая, быстрая, красивая ...)

Воспитатель:

Кто же ещё пришёл к нам в гости из леса Приангарья? (Зачитываю загадку со слайда).

Загадка про медведя

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Ребята, вы догадались кто это?

Дети:

Медведь.

Воспитатель:

Медведь, какой? (Бурый, огромный, лохматый). А где спит зимой медведь?

Дети:

В берлоге.

Воспитатель:

Ребята, а почему медведя ещё называют «Косолапый мишка»?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель:

«Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко». А теперь посмотрим, угадаете ли вы этого гостя?

Загадка про лося

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
Знайте, дети, это ...

Дети:

Это лось.

Воспитатель:

А к нам ещё один гость пришёл. Давайте подумаем кто же это?

Загадка про бурундука

Чем-то схож я с белкой, детки.
Также я на ветку с ветки
Ловко прыгаю, играя.
Шубка есть, да не такая:
Спинка в чёрную полоску
Придаёт мне только лоску.
Хвост поменьше, лапки, ушки.
Обитаю на опушке.
Только та в дупле на ёлке,
Я же сплю в подземной норке.
И в неё я без помехи
Семена несу, орехи.
Ягод полон уж сундук.
Знаешь, кто я?

Дети:

Это бурундук.

Воспитатель:

Правильно ребята. А какой бурундук?

Дети:

Маленький, полосатый, шустрый.

Воспитатель:

Вот такие гости посетили нас сегодня с вами. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. О ком же все эти загадки?

Дети:

О животных.

Воспитатель:

Совершенно верно, о животных, которые называются дикими. А почему их называют дикими? А почему мы всех этих животных называем животными Приангарья? (Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться).

Воспитатель:

Молодцы, много вы знаете, о животных нашего края, а вот как называются их жилища я так и не услышала.

Давайте, ребята, назовём их. (Показываю на слайдах жилища животных, а ребята их называют). У медведя – берлога, у лисицы – нора, у волка – логово, у белки – дупло, у зайца нет жилища, он живет под кустом). Ребята, а как вы думаете, нужна забота человека о диких животных (ответы детей). Правильно ребята, если мы не будем о них заботится, то придет время мы их потерям. А в мире все взаимосвязано, мы об этом уже говорили.

Проведение игры «Один-много»

Педагог показывает слайды.

Одна лиса – много … лис
Один заяц — много … зайцев.
Один медведь — много … медведей
Один бурундук — много … бурундуков
Одна белка – много … белок

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз – присядка.
(Присесть)

Два – прыжок.
(Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.
(«Ушки на макушке» – зайчики)

А лисята как проснутся
(Потереть кулачком глаза)

Любят долго потянуться
(Потянуться)

Обязательно зевнуть
(Повороты туловища)

Рыжим хвостиком вильнуть
(Движения бедрами вправо-влево)

А волчата спинку выгнуть
(Наклон вперед)

И легонечко подпрыгнуть.
(Прыжок вверх)

Ну а Мишка косолапый
(Согнуть руки в локтях)

Широко расставив лапы
(Ноги на ширине плеч)

То двумя, то всеми вместе
(Переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало
(Руки развести в стороны)

Начинает все сначала.

Игра - презентация «Назови детеныша»

У лисы — лисенок.
У белки — бельчонок.
У волка – волчонок.
У медведя – медвежонок.
У ежа – ежонок.
У зайца-зайчонок.

Игра-презентация «Четвертый лишний»

Назовите лишнее животное и объясните почему.

Корова – волк – лиса – медведь.
Лиса – верблюд – волк – медведь.
Волк – лиса- петух – еж.
Лиса – медведь – волк – морж.

Игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц ...
У волка хвост длинный, а у ежа ...
Белка слабая, а волк ...
Лиса ловкая, а медведь ...

Игра-презентация «Путаница»

Составьте предложение:

Бежит, поляна, заяц, по.
Рыщет, лес, волк, по, голодный.
Спина, еж, на, гриб, несет.
Заяц, на, охотится, лиса.
Грызет, дупло, в, белка, орехи.

Воспитатель:

Молодцы, справились с заданием. Посмотрите на картинки, которые появились на экране. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети:

Звери. Дикие животные.

Воспитатель:

Почему этих животных называют дикими?

Дети:

Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Воспитатель:

Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей)

Воспитатель:

Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети:

Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель:

А как люди должны вести себя в лесу?

Дети:

В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель:

Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Поле чудес». Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

Итог занятия:

Воспитатель:

О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Что понравилось больше всего?

Воспитатель:

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку (на слайде появляются «улыбки»). До свидания.

Скачать план-конспект занятия по окружающему миру «Животные Приангарья»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...