Защитите ель и сосну, конспект интегрированного занятия в средней группе

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и лепке в средней группе детского сада, тема занятия: «Защитите ель и сосну»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, высшая категория, воспитатель ДОУ №1 г. Феодосия.

Цель занятия:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.
Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много».
Словарь: хвоя, древесина, пейзаж.
Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику.
Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания.
Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.
Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.
Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Оборудование:

Картинки с изображением сосны и ели, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, стеки, простые карандаши, листы белого матового картона, искусственная елочка.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.

Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

А сейчас я предлагаю вам провести опыт.

Дидактическая игра «Иней на ветках»

Дети с воспитателем насыпают в воду соль, размешивают концентрированный соляной раствор и опускают в него небольшие ветки ели и сосны.
- А теперь поставим эти ветви в вазочку поближе к отопительным батареям и дадим им высохнуть. Вот тогда-то на ветках образуются кристаллы соли.

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шика ели (показ), а это шишка сосны (показ). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Давайте поиграем.

Физминутка «Сосна»

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну –
(Все ходят по кругу вокруг «сосны»)

Вот, вот!
(Присесть)

Пускай наша сосна
(Медленно встать)

Растет, растет!
Вырастай ты, сосна,
(Поднять руки вверх)

Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна,
(Развести руки в стороны)

Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна,
(Делают «пружинку»)

В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего),
(Хлопают в ладоши)

Покружись для нас!
(Ведущий танцует, кружится)

А мы с этой сосны
Шишки срывать будем.
(Приближаются к ведущему)

От нашего Сережи
(Стараются дотронуться до ведущего)

Убегать будем!
(Дети убегают, ведущий их ловит)

Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Польза

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы сейчас зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздух в нашей группе наполнится ароматом сосновой хвои и станет чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Дидактическое упражнение «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.

Физминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)

Экология

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.

Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».

Стихотворение «Живи, елочка!»

Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!

Творческая игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга. Мы дадим ее почитать родителям и детям других групп нашего детского сада.

А сейчас, давайте, как лесные жители потанцуем под веселые новогодние песенки.

Динамическая пауза «Танцевальный бал»

Дети произвольно выполняют танцевальные движения, подпевают знакомые слова песен. Для тех, кто затрудняется воспитатель показывает движения, становится с ними в пару.

Сегодня мы с вами превратимся в художников-пейзажистов. Напомните мне, какую картину мы называем пейзажем? Пейзаж – это изображение природы. Вот сейчас мы начнем рисовать картину зимней природы. А рисовать будем не карандашами, не красками, не мелками, а пластилином.

Но прежде разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Елка»

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Коллективная лепка «Зима в лесу»

На белом матовом картоне простым карандашом схематично изобразить линию горизонта, тучи, ель.
Голубой или синий пластилин размазывается по тучам.
Одна половина зеленого пластилина раскатывается в жгут, прикладывается к линии горизонта и вытягиваются верхушки деревьев.
Вторая половина зеленого пластилина размазывается на изображение елки, затем стеком наносятся штрихи-хвоя.

Готовые работы мы соединим так, чтобы получился круг и у нас получится панорама – круговая картина, составленная из отдельных фрагментов с изображением зимнего леса.

После оценки панорамы, дети рассматривают высохшие ветви. Воспитатель побуждает детей рассказывать, как теперь выглядят ветки, на что похожи кристаллы соли на хвое. А могла ли ветка с настоящим инеем долго простоять в теплой комнате? Что случилось бы с инеем? (Ответы детей).

Наше занятие закончено, а после сна мы попробуем сделать поделки из шишек, и поиграем в рифмы, и, конечно же, не забудем сделать свою собственную книжку.

Дополнительный материал к занятию:

«Елка» (игра)

Елена Благинина

Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник…
Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет …
От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие …
Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки, …
Хлопушки!
Нити пестой мишуры,
колокольчики …
Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы, …
Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями …
Дед Мороз!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядка, как …
Красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных …
Огней!
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несется в …
В пляске!
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех …
Поздравляю с …
Новым годом!
С новым счастьем сразу …
Всех!

Скачать конспект интегрированного занятия «Защитите ель и сосну»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...