Страна восходящего солнца, конспект интегрированного занятия

Конспект интегрированного занятия «Страна восходящего солнца» для детей подготовительной группы

Автор занятия: Павлова Ирина Владиславовна, воспитатель первой квалификационной категории, г. Березники, Пермский край

Цель:

Формирование элементарных представлений о традициях Японии.

Задачи:

Закрепить умения детей устанавливать причинно-следственные связи;
Инициировать самостоятельный выбор детьми выполнение букета «икебана» в соответствии с моделью;
Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию слова, словотворчество;
Развивать коммуникативные навыки.
Обогащение и активизация словаря: Япония, «пасикока», кимоно, икебана, сакура, чайная церемония.

Оборудование:

- модель «Тайны Японии»;
- модели «правила составления букета «икебана»;
- слайд-презентация на тему «Япония»;
- костюм «кимоно»;
- музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»;
- раздаточный материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья, клей, подставки;
- оборудование для чайной церемонии: заварочные чайники – 2 шт., термосы – 2 шт., пиалы, скатерти, цветочный чай.

Ход занятия:

Под японскую музыку дети входят в зал.

Воспитатель:

Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока. Поздоровайтесь и вы со мной так же.

(Дети пробуют).

Воспитатель:

Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Когда я была такая же, как вы, у меня была мечта: я очень хотела побывать в стране восходящего солнца (картина). - Какую страну так называют?

Дети:

Японию.

Верно! Совсем недавно мечта исполнилась - я съездила в Японию. Поэтому я сегодня пришла к вам в национальном японском костюме – кимоно.
Эта страна открыла мне много своих тайн. Ваши воспитатели сказали мне, что вы очень любите узнавать все новое и интересное. Хотите, я и вам открою некоторые тайны Японии?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Хорошо, каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком восходящего солнца.

Воспитатель:

Подумайте и скажите: люди какой национальности живут в Японии?

Дети:

Японцы.

Воспитатель:

Конечно! Проходите на стулья к экрану (выключаю музыку).
(на нём характерные фотографии нескольких японцев).
У этих людей особенная внешность. Что особенного вы заметили в их лицах?

Дети:

Узкие глаза желтая кожа...

Воспитатель:

Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?

Дети:

Предположения: солнце, соленый брызги моря, ветер с моря...

Воспитатель:

Правильно, (слайды) все эти погодные условия за многие годы сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа. Это отличительная черта людей монголоидной расы. Вот и раскрыта одна тайна Страны восходящего солнца! И мы можем поместить один лучик на картину.

- Побывав в этой удивительной стране, я убедилась в том, что там живут умные и веселые люди (слайды: фото улыбающихся японцев). Они познакомили меня с интересной игрой. Хотите, я научу вас в нее играть? Вставайте в круг!

Игра «Если весело живется, делай так»

(Первый раз на японском языке, второй - на русском)

Воспитатель:

Приглашаю вас снова к экрану. В Стране восходящего солнца люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить друг другу подарки.

(Монитор – икебана 6 композиций).

- Что вы видите на экране?

Дети:

Цветы, букеты, ветки...

Воспитатель:

Эти букеты - традиционные японские подарки. Они называются икебана. Повторите вместе со мной: икебана. Чтобы составить икебана нужно знать правило.

Воспитатель:

Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает настроение».Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление, а значит, передает свое особое настроение.

Воспитатель:

Куда направлены ветки, цветы в этом букете?

Дети:

Вверх.

Воспитатель:

Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.

- А здесь, как расположены веточки?

Дети:

Вверх и немного в сторону.

Воспитатель:

Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.

- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону и немного вниз (показ). Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.

Дети:

Может быть грусть, печаль...

Воспитатель:

Теперь вы знаете правило составления икебана. А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца. Оля, помоги закрепить лучик на картине (модель).

Хотите сами составить такой букет-настроение?

Дети:

Да.

Воспитатель:

На столах приготовлены ветки и цветы сакуры – японской вишни. Ваша задача - украсить ветки цветами и составить икебана.
Но есть проблема: нас много и подставок на всех не хватит. Что же делать?

Дети:

Можно объединиться в 3 подгруппы (если не скажут, предложить самой объединение).

Воспитатель:

Отличная идея! Я приглашаю вас к творчеству! Обязательно договоритесь, какое настроение будет у вашего букета, о чем он будет рассказывать. Чтобы помочь вам, есть модели-правила, я подвешу их так, чтобы вы могли подойти и посмотреть. У вас получится, я уверена!
(практическая работа детей под японскую музыку)

Воспитатель:

Вы справились с работой! Чтобы посмотреть, какие икебана получились, встаньте свободнее, полукругом.

Вопросы:

- Егор, какое настроение передает ваш букет?
- А какое настроение прячется в вашем букете?
- Лена, почему у вашей композиции такое настроение?

Воспитатель:

А теперь, друзья мои: «онами, конами яма сикатуя». Интересно узнать, что я сказала? Это значит: Сделал дело – гуляй смело.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети:

Когда поработаешь, можно и отдохнуть.

Воспитатель:

Вы хорошо потрудились, и пришло время отдохнуть!

Проходите на стулья. Посмотрите на экран (слайды).

- В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие. Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире. Хотите тоже побывать на чайной церемонии?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Тогда, возьмите ваши икебана для украшения чайного стола.

Проходите к столам, опускайтесь на колени и присаживайтесь на пяточки, как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас смотреть.А я, как хозяйка чайной церемонии заварю для вас цветочный чай (завариваю в прозрачные чайники из термоса). Именно такой пьют в Японии, разливая его в чашки на 2 глотка.

- Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи. Вот одно такое стихотворение:

Бабочка, не спи,
Проснись же поскорей,
Давай с тобой дружить.

- А вот еще одно:

Ветер налетел,
Листья сорвал.
Осень...

- Хотите вместе придумаем японское стихотворение?

Дети:

Хотим.

Воспитатель:

Я начну, а вы продолжите:

Я смотрю на прекрасный букет,
Он...
(Дарит мне радость!)

- Вы узнали еще одну тайну Японии – научились сочинять японские стихи (показываю модель). Лена, закрепи, пожалуйста, лучик на картине.
- Вот и чай почти распустился, а пока я его разливаю, скажите:
- Какие тайны Японии вы сегодня узнали?
- Дима, какая тайна тебя удивила?
- Илья, что ты расскажешь дома о Японии?

Воспитатель:

Ребята, я хочу оставить вам в подарок эту картину. Глядя на нее, вы всегда сможете рассказать о Японии своим друзьям, воспитателям или детям из другой группы.
Есть еще 2 лучика, пустые, это тайны Японии, которые вы сами сможете открыть и добавить на картину.
А икебана пригодятся вам для украшения группы (передаю пиалы с чаем).

- Угощайтесь, пожалуйста.

Скачать конспект занятия "Страна восходящего солнца"

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...