Конспект интегрированного занятия «Землетрясение»

Интегрированное занятие по родной природе, ОБЖД и исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе детского сада, тема: «Землетрясение»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Дать детям понятие о землетрясении, его силе, разрушительных последствиях.
Познакомить с понятиями «цунами», «тектонические плиты», «сейсмолог».
Экспериментальным путем выяснить: степень разрушения при землетрясениях разной силы; положение тектонических плит и их движение при землетрясении; степень разрушения высоких и низких построек.
Продолжать учить детей экспериментальным путем моделировать явление и делать выводы из результатов эксперимента.
Обогатить словарь детей новыми терминами: землетрясение, цунами, тектонические плиты, сейсмолог. Учить четко выражать словами результаты своих наблюдений за ходом экспериментов, использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Познакомить детей с правилами поведения при землетрясении.
Развивать мышление, любознательность.
Расширять кругозор детей.

Оборудование:

Картинки с изображением последствий землетрясений.
Пластина металлическая (или пластиковая).
Чипсы в виде пластины. 
Видеосюжет «Цунами».
Дощечки для лепки, мелкий строительный материал.
Глобус.

Ход занятия:

Землетрясения

Землетрясение — это сильное встряхивание земной поверхности, страшная природная катастрофа. Оно может продолжаться несколько секунд или несколько минут. Последствия землетрясений ужасны: погибшие люди, разрушенные города, пожары от поврежденных газопроводов и электросетей, потопы от разорванных водопроводов.

Последствия землетрясения

Разрушенный дом после землетрясения

Рассматривание картин с изображением последствий землетрясений.

Почему же происходят землетрясения?

Под слоем земной коры скрывается очень горячая магма. Она расплавляет даже камни. Затем эти расплавленные камни от попавшей к ним воды твердеют, растут, меняют форму и приподнимают земную кору. Там, где земная кора гибкая, она гнется постепенно. 
Показ воспитателя: выгибание металлической или пластиковой пластины.
А в тех местах, где земная кора хрупкая, она лопается и в ней образуются трещины и разломы, в которые проваливаются целые здания и даже улицы
Показ воспитателя: выгибание чипсы-пластины и взламывание ее.

Эксперимент «Высокие и низкие постройки»

В тех местах, где есть опасность землетрясений небольшие здания строят из легких материалов, а высотные здания или не строят вообще, или строят так, чтобы при толчках они раскачивались, но не разрушались.

Сила землетрясений

Для измерения силы землетрясений используют 12 баллов.
Самые слабые толчки обозначаются цифрой «1», чуть сильнее - 2 балла, а к полному разрушению приводят толчки силой 12 баллов.

Эксперимент «Сила землетрясения»

Постройте на дощечке несколько домов. Теперь будем очень легко толкать дощечку — на 1 балл. Что произошло? Ничего не произошло. При толчках силой один балл. Люди могут вообще ничего не заметить.
Попробуем толкнуть дощечку чуть сильнее. Что мы наблюдаем на нашей модели города? Некоторые постройки разрушились. Некоторые устояли, но сдвинулись. Так происходит при толчках средней силы.
А теперь устроим сильные толчки — с силой двигайте дощечку. Что мы наблюдаем? Большие разрушения. Так происходит при землетрясении сильном — 8 баллов и больше.

Цунами

Землетрясения происходят не только на суше, но и на дне океанов. Толчки под водой поднимают на поверхность волны. Такие волны называют «цунами». В открытом океане, далеко от берега цунами — это небольшие волны, не выше вас. Но пока волна-цунами с огромной скоростью приближается к берегу, её высота все время увеличивается и на берег обрушивается уже не просто большая волна, а огромная водяная стена, выше нашего детского сада. Цунами, обрушиваясь на берег, сметает все на своем пути.

Просмотр видеосюжета «Цунами».

Тектонические плиты

Оболочка нашей планеты не сплошная, а состоит из тектонических плит. Большинство крупных, сильных землетрясений происходит на краях этих плит, когда эти тектонические плиты двигаются резко, сталкиваются друг с другом и земля начинает трястись.

Эксперимент «Тектонические плиты»

На  положите вплотную друг к другу две дощечки для лепки — это тектонические плиты. Сверху соорудите постройки из строительного материала. Сделайте постройку прямо на месте соединения дощечек. А теперь попробуем смоделировать движение тектонических плит — сдвигаете их, надвиньте одну на другую. Что происходит? Постройки рушатся, особенно быстро и сильно разрушаются постройки на месте соединения тектонических плит.

Ученым хорошо известны места на нашей планете где соединяются тектонические плиты. Именно в этих местах чаще всего происходят землетрясения. 
Ученые, которые изучают землетрясения, называются сейсмологами. Они могут достаточно точно установить, где произойдет землетрясение, но предсказать. Когда оно произойдет, удается очень редко. Но все равно ученые-сейсмологи постоянно наблюдают за опасными местами, стараясь обнаружить движение внутри земли.

А вот у некоторых животных есть способность ощущать приближающееся землетрясение. Собаки начинают выть, змеи выползают из своих укрытий, а куры, как сумасшедшие, носятся по двору.

Правила поведения при землетрясении:

1. Если землетрясение застало вас в помещении, как можно быстрее вместе со взрослыми выбегайте на улицу, подальше от зданий — они могут рухнуть и обломки упасть прямо на вас.

2. Если выбежать из здания не удается, залезьте под стол, под кровать или встаньте в дверном проеме или в углу.

3. Не прячьтесь в подвалах, подземных переходах, так как если их сверху завалит разрушенными зданиями, вы окажетесь в подземной ловушке и помощь может не успеть.

4. Держитесь подальше от окон — разбившееся стекло может поранить.

5. Нельзя пользоваться лифтом при землетрясении — он может оборваться и упасть, либо застрять, тогда есть опасность задохнуться в нем.

6. Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками — может произойти взрыв, так как при землетрясении часто повреждаются газовые трубы и газ выходит наружу.

Скачать конспект интегрированного занятия по родной природе, ОБЖД и исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Землетрясение»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...