На солнечной полянке, конспект коррекционного занятия

Конспект коррекционного занятия по системе «Радуга здоровья», тема: «На солнечной полянке»

Авторы: Кожевникова Н. И., учитель-логопед, Меркурьева О. Б., инструктор по физ. культуре, «Добрянский детский сад № 21»

Познавательные задачи:

- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;
- закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках,
строении, действиях, которые могут они совершать;

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;
- совершенствовать глагольный словарь, навыки словообразования, согласования существительных с прилагательными и числительными;
- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки связной речи;
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;
- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;
- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

Большой и маленький мячи,
карточки с разными цветами (красный, жёлтый и др.),
цифры (от 2 до 5),
2 пролёта гимнастической стенки,
мешочки с песком (по 2 на ребёнка),
2 корзины для метания,
обруч,
макеты цветов,
аудиокассета с песней «Про меня и муравья»,
аудиопособия «Десять мышек», «Колыбельные» (Е. Железнова).

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Здравствуй!»

Логопед:

Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.
Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуй!»: первый слог низко,
одновременно потянувшись вверх, а второй высоко – делая полуприсед.

1. Вводная беседа. Разминка

Весна приходит за зимой, тепло приносит нам с тобой.
Вон – уж пчёл рои шумят и летит пёстрых бабочек отряд!

Весной всё ярче светит солнышко. Рады яркому солнышку все: и люди, и птицы, и животные, насекомые. Как приятно сейчас оказаться на солнечной полянке. Сегодня мы приглашаем вас на такую солнечную волшебную полянку. Хотите познакомиться с её жителями?

Разминка

Инструктор по физической культуре: Итак, в путь!

Солнечным погожим днём.
(Ходьба на носках (не топчем цветочки))

Мы на полянку все идём.
(Ходьба широким и мелким шагом (через лужи, переходим болотце))

Через кустики и кочки,
(Ходьба с высоким подниманием коленей)

Через ветки и пенёчки.
Кто за мною так шагал –
(Ходьба на носках, затем на пятках)

Не споткнулся, не упал.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,
(Лёгкий бег)

До полянки добежим.
Отдохнуть пора, дружок.
(Садятся)

Мы присядем на пенёк.

Логопед:

Скажу вам по секрету, что жители полянки очень маленького роста и часто прячутся в траве. Чтобы с ними подружиться, надо в крошек превратиться. Давайте скажем такие слова: «Эй, полянка, раз, два, три – в малышей нас преврати!» Чудеса у нас на свете: стали карликами дети.

Теперь трава вокруг нас как высокие деревья, песчинки как большие камни, а люди – просто великаны! Ребята, какие насекомые могут жить на этой полянке? (Жуки, бабочки, пчёлы ...). Скажите, что общего у всех насекомых? (У них есть 6 ног, у многих крылья, усики, хоботки для сбора нектара).
А теперь разделимся на 2 команды. Первая будет доказывать, чем полезны насекомые, а вторая будет доказывать на примерах, что насекомые вредны.

1 команда:

Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных.

2 команда:

Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.

2. Артилуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики. Развитие фонематического восприятия

Логопед:

Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе! Давайте понаблюдаем за насекомыми и изобразим их.

Артикуляционная гимнастика

«Комарик кусает»

Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка»

Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик»

Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Пчела»

Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

Дыхательная гимнастика

«Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

«Жук»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу.
(Плавно размахивать руками)

Я все жужжу, жужжу, жужжу.
(Ритмично переступать ногами)

Игра «Комары и жуки»

Дети делятся на две группы: первая изображают комариков, а вторая жуков.
Первая группа, услышав звук «З» летает по залу до тех пор, пока не прозвучит звук «Ж» - тогда комарики замирают, а летать начинают жуки. Смена звуковых сигналов повторяется 5-6 раз.

Хорошо на полянке. Столько насекомых увидели. А каких насекомых можно увидеть у нас дома? Я сейчас предлагаю рассказать историю про рыжих тараканов и потренировать пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Два рыжих таракана»

Звучит фонограмма «Два рыжих таракана» из аудиопособия «Десять мышек» (Е. Железнова).

Два рыжих таракана
Пришли ко мне домой (2 р.)
(Пальцы сжаты в кулак, указательные выпрямлены, крутят ими)

Уселись тараканы,
Уселись тараканы
На полочке одной.
(Кулаки прижаты друг к другу, сгибают-разгибают пальцы)

Четыре таракана
Попили киселя (2 р.)
(Движения соответствуют предыдущему куплету, но выпрямлены указательные и средние пальцы рук)

Весь вечер баловались,
Весь вечер баловались
И пели тра-ля-ля.
(Движение «фонарики», шевелят пальцами)

И вшестером на кухню
Поесть они пошли (2 р.)
Шесть ловких тараканов,
Шесть ловких тараканов
Под дверью проползли.
(Идут по коленям на прямых среднем, безымянном и указательном пальцах (остальные сжаты))

Там восемь тараканов,
Конфеточку нашли, (2 р.)
А съесть её все восемь,
А съесть её все восемь,
Конечно, не смогли.
(Движения соответствуют 1 куплету, но согнут только большой палец)

Когда они наелись,
Пустились дружно в пляс,(2 р.)
(Движение «фонарики»)

Плясали дружно десять,
Плясали дружно десять
На кухне целый час.
(Сжимают - разжимают кулачки)

Поспать они решили,
(Пальцы сомкнуты «ковшом»)

Но мимо мышь прошла (2 р.)
(Перебирают пальцами)

И хвостиком всех сразу,
И хвостиком всех сразу
Куда-то подмела.
(Пальцы рук расслаблены, «метут» ими)

3. Упражнения на координацию речи с движениями

Инструктор по физической культуре: Не забудем, что мы на солнечной полянке.
И сейчас покажем, как насекомые летают около нас над полянкой.

Игра «Насекомые над полянкой»

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками)

- Зу-зу-зу, - комар пищит.
(Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперёд)

- Уф-уф-уф, - как паровоз
(Ритмично притопывают ногами)

Шмель пыхтит, пыльцу повёз.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
(Ритмично хлопают в ладоши)

4. Лексико-грамматические упражнения, игры

Логопед:

Молодцы! Насекомых изобразили. А хорошо ли вы их знаете?

Упр. «Продолжи предложение» или «Кто как передвигается?»

Дети становятся в круг. Логопед читает предложения, а дети заканчивают их, изображая движения насекомых: машут руками как крылышками (летает насекомое), перебирают пальчиками (ползает насекомое), прыгают (прыгает насекомое).

Гусеница ползает, а кузнечик... (прыгает).
Паук ползает, а стрекоза... (летает).
Бабочка летает, а улитка...(ползает).
Жук ползает, а таракан... (ползает).
Муравей ползает, а бабочка...(порхает).
Комар летает, а червяк... (ползает).
Улитка ползает, а сверчок...(прыгает).
Бабочка порхает, а муха... (летает).
Шмель летает, а муравей...(ползает).
Кузнечик прыгает, а оса... (летает).
Божья коровка летает, а клоп... (ползает).
Таракан ползает, а пчела... (летает).

Игра «Маленький и большой» (с мячами)

У логопеда большой и маленький мячик. Кому из детей бросает маленький мячик – тот называет ласково маленькое насекомое, а кому большой – тот называет насекомое преувеличенно большим (великаном).

Жук – жучок – жучище.
Паук – паучок – паучище.
Червяк – червячок – червячище.
Комар – комарик – комарище.
Клоп – клопик – клопище.
Муравей – муравьишка – муравьище.
Таракан – тараканчик – тараканище.
Шмель – шмелик – шмелище.

Игра «Сколько насекомых на цветке»

У каждого ребёнка – предметная картинка с изображением какого-либо насекомого. Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и карточку какого-либо цвета. Ребёнок должен составить (если это соответствует логике) предложение: «На цветке 5 зелёных кузнечиков». И т.д.

5. Развиваем движения

Инструктор по физической культуре:

Ребята, погуляем по волшебной полянке и познакомимся с её жителями.

Они лесные жители,
Мудрые строители;
Из иголок всей артелью
Строят дом себе под елью. Кто это?
(Муравьи)

Давайте, поползаем с муравьишками.

«Ловкие муравьишки»

Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом, не пропуская реек. Повторить 2-3 раза.

Он с усами да не кот. Он не птица, а поёт,
Ловко скачет, но не зайка, проживает на лужайке.
(Кузнечик)

А сейчас поиграем с кузнечиком.

«Кузнечик играет»

Метание мешочков с песком в корзину левой и правой рукой
(расстояние 1,5 – 2 м.). Повторить 3-4 раза каждой рукой.

6. Подвижные и малоподвижные игры. Развитие пространственной ориентировки

Инструктор по физической культуре:

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
(Пчела)

Прилетела к нам пчела, хоть и мёд не принесла
Захотела вместе с нами полетать, подружиться, поиграть.

Подвижная игра «Весёлые пчёлы»

По считалочке выбирается «шмель» – ловишка.

Раз, два, три, четыре, пять, хотят пчёлы поиграть.
Что же делать, как нам быть? Будет шмель сейчас ловить!
Снова будем мы считать: «Раз, два, три, четыре, пять».

«Шмель» сидит в домике-обруче, наблюдает за «пчёлами». Все остальные дети – «пчёлы» бегают, жужжат, пока не прозвучит сигнал педагога:

Пчёлы в поле полетели, зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы, мы играем, водишь ты!

Дети – «пчёлы» бегут к заранее разложенным по залу макетам цветов и приседают. Вылетает «шмель» и старается поймать зазевавшихся «пчёл», которых уводит в свой домик.

Примечание: Когда дети бегают по площадке, педагог произносит слова:
«И летаем, и жужжим, потихонечку гудим, на ловишку мы глядим».
Дети произносят звук «ж-ж-ж». Игра повторяется 3-4 раза.

Ритмический танец «Про меня и муравья»

(Слова В. Степанова, музыка Л. Абелян)

Движения в соответствии с текстом. Импровизация детей.

7. Релаксация

Релаксация «Сон на воздухе»

Логопед:

Весенний день. Прохлада.
Слышен комариный звон.
Малышам здесь будет в радость
Крепкий и здоровый сон.

Дети ложатся на спину, закрывают глаза, расслабляются (под звучание «Колыбельной»).

Хорошо нам отдыхать
Но уже пора вставать.

Итог. Оценка работы детей

Логопед:

Вот наша прогулка закончилась. Ребята, вам понравилась волшебная полянка? Кого встретили? Что узнали? Чему вы сегодня научились? Что вам понравилось? (дети отвечают).

Пора превращаться снова в девочек и мальчиков. Давайте скажем:
«Раз, два, три – полянка, рост нам возврати!».
- Мне очень понравилось, какими вы сегодня были дружными, ловкими, старательными.
Мы подружились насекомыми. Они, хоть и маленькие, но нужны в природе.
Давайте дадим себе слово не обижать шестиногих друзей.

На волшебной полянке сегодня побывали, её жителей узнали.
В группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.

Скачать конспект коррекционного занятия "На солнечной полянке"

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...