Система углублённой работы с детьми «Радуга здоровья»

Система углублённой работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, опосредованное отстованием в развитии двигательной сферы

Авторы: Кожевникова Н.И. – учитель-логопед, I кв. категория, Меркурьева О. Б. -инструктор по физической культуре, I кв. категория, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад № 21»

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является коррекция отклонений в развитии ребёнка. Нарушения речи можно исправить только при систематической работе. Во многих ДОУ России функционируют логопедические группы, где созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей. В условиях работы логопункта детям с тяжёлыми нарушениями речи невозможно оказать полноценную помощь в развитии всех компонентов языковой системы.

Ежегодно в нашем детском саду на логопункт по решению ПМПК ДОУ зачисляется 20 детей подготовительных к школе групп с нарушениями звукопроизношения. По данным начального логопедического обследования за последние 3 учебных года (2007-2009гг.) 70-80% детей имеют нарушение всех компонентов речи (ОНР III уровня, НВОНР).

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения физических упражнений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Диагностика двигательных качеств дошкольников, зачисленных на логопункт, выявляет низкий уровень физической подготовленности у 60-70% детей.

Значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Физиолог И.П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата «базальными компонентами речи». Исследования М.М. Кольцовой, Г.А.Волковой, В.М.Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». При повышении тонуса речевой зоны коры головного мозга опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, т.к. данные зоны располагаются в непосредственной близости, их клетки на определённых участках взаимопроникают, переплетаются.

Учитывая изложенные факты, в нашем детском саду деятельность учителя – логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи в рамках коррекционной студии «Радуга здоровья».

Цель работы: преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения речи, опосредованные отставанием в развитии двигательной сферы посредством использования разнообразных методов коррекционной работы.

Задачи: - обогащать познавательно-речевую компетентность детей, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки;
- формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве;
- вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственно-волевые качества личности;
- содействовать становлению субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.

Система углубленной работы коррекционной студии «Радуга здоровья» может использоваться в общеобразовательных учреждениях всех типов, а также применяться родителями с детьми, не посещающими детские учреждения. Игры и упражнения, включенные в систему, могут быть использованы педагогами в индивидуальной и фронтальной работе с детьми.

Данная система рассчитана на один учебный год для детей подготовительной к школе группы. Интегрированные занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале. Продолжительность занятия 30-35 минут.

Системообразующей единицей работы является комплексно-тематическое планирование, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Структура занятия включает 7 этапов (соответствует 7 дорожкам радуги):

1) вводная беседа и разминка.
2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;
3) упражнения на развитие координации речи с движением;
4) лексико-грамматические игры;
5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;
6) подвижные и малоподвижные игры;
7) релаксация.

Все структурные элементы занятия тесно переплетены между собой и органично связаны одной лексической темой. В физкультурно-речевых занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи.

В целях глубокого изучения развития каждого ребёнка разработан и проведён мониторинг коррекционной работы (пятиуровневая система). Его результаты показали, что у детей наблюдается положительная динамика по каждому из обследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая моторика и общая моторика).

Система углублённой работы (коррекционной студии «Радуга здоровья») по данным мониторинга утверждена педагогическим советом и входит в образовательную программу ДОУ в раздел «Содержание коррекционной работы».

Скачать документ

Обо всём на свете:

Сейчас в это трудно поверить, но триста с небольшим лет назад в Америке был страшный дефицит гвоздей. Англия монополизировала их производство и продажу и жителям Нового Света приходилось серьёзно страдать от их недостачи. Ушлые британские торговцы безбожно завышали цены и американцам ...

Читать дальше...

Магазин развивающих игрушек «Детский сад»

Новые материалы в разделе:

Важное: