Совместная работа воспитателя и дефектолога в детском саду

Совместная работа воспитателя и дефектолога в детском саду

Авторы: учитель-дефектолог Аксенова Ирина Валерьяновна, воспитатель Ткаленко Этери Александровна, ГУЗ Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением нервной системы с нарушением психики г. Апатиты Мурманской области

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Развитием речи детей в доме ребенка занимается не только дефектолог, но и воспитатели. Мы работаем в тесном контакте, дополняя друг друга. Дефектолог развивает речь детей в определенной последовательности. Воспитатель, как на своих занятиях, так и в повседневной жизни старается закреплять речевые навыки детей, полученные на занятиях дефектолога.

При поступлении ребенка в группу и перед занятиями я, как дефектолог, провожу обследование. Вместе с воспитателями осуществляю целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляю структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики "новичка".

Основная задача этого периода - создание дружного детского коллектива в группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку. В процессе создания коллектива также выявляются особенности поведения детей, их характера, тактично корригируются отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом и со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен. Заканчивая этап обследования, оформляю соответствующую документацию:

запись в истории развития ребенка

совместно с воспитателем определяю ребенка в подгруппу для занятий

В начале учебного года я составляю перспективный тематический план, который согласовывается с другими специалистами и воспитателями. Все лексические темы распределены в течение календарного года. Изучение каждой лексической темы проходит две недели. По этим темам воспитатели планируют все свои занятия. На занятиях по развитию речи рекомендуется знакомство или уточнение представлений об изучаемом предмете или объектах, пассивный или активный словарь, речь с движением или стихотворный текст и дидактические игры.

Лексическая тема, которую я отрабатываю на своих занятиях, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по «Мебели». Выбрав тему, согласую содержание работы на занятиях с воспитателями, подбор игр и упражнений, методы обучения и закрепления речевых навыков.

Тематический план на учебный год

Месяц

Тема

январь

1-2 неделя

Зимние забавы.

3-4 неделя

Игрушки.

февраль

1-2 неделя

Домашние животные.

3-4 неделя

Дикие животные.

март

1-2 неделя

Транспорт.

3-4 неделя

Профессии.

апрель

1-2 неделя

Магазин.

3-4 неделя

Весна. Солнце. Дождик.

май

1-2 неделя

Птицы.

3-4 неделя

Город. Дом. Улица.

июнь

1-2 неделя

Лето.

3-4 неделя

Деревья. Кусты.

июль

1-2 неделя

Летние забавы.

3-4 неделя

Цветы. Насекомые.

август

1-2 неделя

Лес. Ягоды. Грибы.

3-4 неделя

Огород. Сбор урожая.

сентябрь

1-2 неделя

Осень.

3-4 неделя

Овощи.

октябрь

1-2 неделя

Фрукты.

3-4 неделя

Одежда.

ноябрь

1-2 неделя

Обувь.

3-4 неделя

Мебель. Группа.

декабрь

1-2 неделя

Посуда.

3-4 неделя

Зима. Елка. Новый год.

 

Планирование коррекционных занятий по теме: «Овощи»

 

Виды работы

Цели, задачи, игра

Развитие общеречевых навыков

Развитие правильного дыхания

«Тыква». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот. Выдох - живот втянуть.

Развитие силы голоса

Произнесение «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко.

Развитие артикуляционной моторики

Статические упражнения

«Лопата»

«Ровная дорожка». Язык спокойно лежит в полости рта.

Динамические упражнения

«Толстячки» - «Худышки. Изображать овощи на грядке.

Словарь

Существительные

Морковь, репа, капуста, картошка, огурец, лук, помидор, чеснок, свекла, перец, кабачок, горох, тыква, баклажан, редиска, огород, поле, грядка.

Прилагательные

Слова, характеризующие цвет (красный, оранжевый, коричневый, зеленый, желтый, …), форму (круглая, овальная, треугольная), вкус (сочный, душистый, кислый, сладкий, горький), поверхность (гладкий, шершавый, ровный), твердый, мягкий.

Глаголы

Сажать, поливать, рыхлить, полоть, срывать, срезать, выкапывать, мыть, чистить, солить, варить, жарить, есть…

Наречия

Вкусно, сладко, мягко, твердо

Развитие импрессивной речи

Различение существительных единственного и множественного числа (огурец - огурцы).

Различение единственного и множественного числа глагола повелительного наклонения (Таня, бери - Дети, берите).

 

Развитие экспрессивной речи

Образование родительного падежа существительных со значением отсутствия («Чего нет у Тани?» Нет лука).

Развитие умения отвечать на вопросы: что делает? какой?

Подбор к действию предмета, действий к предмету.

Преобразование формы повелительного наклонения в форму изъявительного наклонения (Ваня, неси. Ваня принес).

Составление двухсловного предложения (обращение и глагол в повелительном наклонении).;

Образование формы родительного падежа существительных (Сок из моркови).

Образование прилагательных от существительных (Сок  из моркови - морковный).

Согласование прилагательных и числительных «один», «много» в именительном падеже с существительными в роде и числе.

(одна капуста, зеленый огурец, красный помидор).

Подбор признаков к предмету

Составление предложений с однородными членами /с опорой на наглядность/ (Мама купила лук, огурцы, помидоры).

Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (лук-лучок);

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и составление словосочетаний (капуста круглая, огурец зеленый);

Составление простых предложений с однородными определениями (капуста круглая, зеленая, большая); с однородными сказуемыми (капусту сажают, поливают);

Составление предложений с предлогами В, НА, С (картошка растет на грядке).

Игровые упражнения. Игры

«Чудесный мешочек», «Где что выросло?», «Соберем урожай» «Угадай по вкусу», «Расскажи, какой», «Выбери все красные (зеленые), круглые (треугольные), большие (маленькие) овощи», «Выбери овощи для салата», «Где половинка, а где целое?», «Из чего приготовлено блюдо?».

«Четвертый лишний»

«Назови ласково» (с мячом)

«Найди такой же» (цвет, форма, величина)

«Повар» (большие овощи в большую кастрюлю, маленькие в маленькую)

«Один-много» (один огурец- пять огурцов)

Каждое занятие дефектолога включает:

Упражнения на дыхание

Задание на формирование фонематического слуха

Словарь

Формирование грамматического строя речи

Артикуляционная гимнастика

Логоритмика (физпауза)

Дидактические игры или предметно-практическая деятельность.

Смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка в коррекционном процессе.

Немаловажная роль отвожу на своих занятиях речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляю на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель, проводя игровые дыхательные паузы, следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены, а сам вдох и выдох правильный (в соответствии с заданием).

Работа по преодолению нарушений фонематического слуха у детей находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Задача дефектолога подобрать речевой материал, определить коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные мною на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять фонематические навыки.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Практически всегда у детей с нарушениями речи, наблюдаются нарушения в формировании общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Мы наблюдаем у детей нарушения костно-мышечного аппарата, недостаточно развитое дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, нарушение осанки, походки и грации движений. Так как развитие общей моторики способствует развитию речи, большое внимание я уделяю на занятиях логоритмическим упражнениям. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Воспитатели включает такие паузы и в занятия, и используют их в течение дня.

У большинства наших детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Т. о. основными задачами в работе дефектолога и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо при коррекционной работе в группе решение следующих задач:

дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей;

воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Я, т. е учитель-дефектолог, и воспитатели на протяжении всего времени изучения темы работаем в тесной взаимосвязи. Воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, дефектолог углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем благодаря организации разнообразных занятий (беседа, рисование, лепка, аппликация, игра) и во время режимных моментов. Т. о. обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении определенного периода. В работе над фразовой речью мы широко используем речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе воспитатели читают детям сказки, рассказы, беседуют о прочитанном, учат пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.

Развитие речи

на 3 квартал (сентябрь)

ОСЕНЬ.

1. Дать представление о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Рассматривать картинки об осени, учить отвечать на вопросы по сюжетной картинке жестом или словом.

3. Дидактическая игра «Осенний листик» (закрепление цвета и формы).

4. Под. игра «Мы осенние листочки».

ОВОЩИ.

 

1. Познакомить с внешним видом, морковки,

капусты, огурца, помидора.

2.Расширять пассивный словарь по лексической теме.

3. Учить узнавать овощи на картинке и выбирать из муляжей (дай такой же).

4. Речь с движением «Мы капусту рубим!»

ОСЕНЬ

1. Дать представление о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Рассмотреть картинку «Осень», учить отвечать на вопросы взрослого по картинке словом.

3. Учить составлять предложения и объединять их в рассказ по картинкам.

4. Дидактическая игра «Осенний листок» (понимание предлогов), «Когда это бывает».

5. Заучивание стихотворений об осени.

ОВОЩИ

1. Познакомить с овощами, уточнить их название, цвет, форму, вкус (использовать натуральные овощи и муляжи).

2. Расширить пассивный и активный словарь детей по лексической теме.

3. Активизировать в речи существительные; прилагательные, характеризующие цвет, форму, вкус; глаголы.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

4. Речь с движением «Мы капусту рубим!»

5. Разучивание стих-я «Корзина с овощами».

 

План педагогической работы по теме «Овощи»

Развитие речи

Наблюдения, беседы; рассматривание сюжетных картин; экскурсии на огород, кухню; отгадывание загадок; заучивание стихотворений; дидактические игры «Найди и назови», «Овощной магазин», «Жадина», «Поваренок», «Назови ласково», «Один - много», «Угадай на вкус», «Найди пару».

Конструирование

Складывание разрезных картинок, пазлов

Лепка

Корзина с овощами, угостим зайку морковкой и т. п.

Рисование

Нарисуй красные овощи, круглые овощи и т. п.

Мелкая моторика

Выкладывание из мозаики, нанизывание на гибкий шнур, составление втулочек

Сенсорика

Закрепление формы, цвета, величины: «Выбери красные овощи», «Сложи в корзинку овощи овальной формы» и т. п.; «Чудесный мешочек».

Театрализованная деятельность

Инсценировка «Хозяйка с базара …», «Репка», «Пых», «Есть у нас огород». Речь с движением «Мы капусту рубим».

 

Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкции, развития навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Педагог так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения и расширения и обогащения словаря: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Задача воспитателя заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности каждого ребенка, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.

В соответствии с этими задачами следует разделить функции дефектолога и воспитателя.

Функции дефектолога:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Устранение недостатков слоговой структуры слова.

Отработка новых лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение двух недель.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.

Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание, раздевание его, умывание, кормление (особенно в младших группах). В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних и тех же слов. Если речь воспитателя будем стереотипной, то она не будет способствовать развитию ребенка. Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и действиям.

Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога
(старшая группа, тема «Овощи»)

Коррекционные задачи

Содержание работы воспитателя

Содержание работы дефектолога

Фонематическое восприятие: выделение звука [а] среди прочих звуков

Формирование слухового внимания: дидактическая игра «Найти овощ» (с колокольчиком); «Да - нет»; «Что слышишь?»

Понятие «речевые и неречевые звуки»; знакомство со звуком [а] (игра «Поймай звук [а]»)

Лексика: овощи

Расширение, активизация и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и в процессе всех режимных моментов

Введение новых слов в связную речь ребенка

Словоизменение: единственное и множественное число существительных

Формирование представления о единичности и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке).

Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течение дня («Один - много», «Собери овощи в корзины» и др.)

Знакомство с новой лексико-грамматической категорией

Развитие связной речи: составление предложений по следам выполняемых действий

Побуждение детей к проговариванию выполняемых ими действий в течение всех режимных моментов

Обучение отвечать на вопросы полным предложением в игре «Живые картинки» и оречевлять выполняемые действия

Звукопроизношение: выработка направлений воздушной струи, отработка артикуляции

Упражнения на силу выдоха «подуй на укроп» (вариант: повесить в дверях комнаты гигиены картинку), Отработка общего комплекса динамических и статистических артикуляционных упражнений по заданию логопеда (утро, вечер)

Выработка направленной воздушной струи для постановки конкретных звуков, отработка специального комплекса артикуляционных упражнений для постановки конкретных звуков

Речь - движение

Разучивание и проигрывание в течение дня игры «Овощи»

Использование их в качестве физкультминуток

Мелкая моторика, сенсорика

Разучивание упражнений пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла» (время подготовки к завтраку, обеду); мозаика, шнуровки, волчки и т. д. (вторая половина дня)

Работа с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики

Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на дефектологических занятиях. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка.

ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Учитель-дефектолог

Обеспечение гибкого, щадящего режима.

Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

Массаж и самомассаж языка, лица, кистей рук; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

Работа с воспитателями.

Воспитатель

Обеспечение гибкого оздоровительного режима.

Наблюдение за динамикой развития детей.

Коррекционная работа.

Использование оздоровительных технологий.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.

6. Формирование связной речи.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

Коррегирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя, закрепляющие сформированные навыки. Работа проводится воспитателем по индивидуальным планам детей.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого о воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах (форма их составления свободная). Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены:

в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

в совместной деятельности взрослого с детьми;

в свободной самостоятельной деятельности детей.

На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

Занятие дефектолога Занятие воспитателя

Цель: обобщить и закрепить знания и умения, полученные в ходе проведения коррекционной работы по формированию фонематического слуха. Дифференциация звуков А - У.

Задачи:

1. Закрепить в речи правильное произношение гласных звуков А - У.

2. Учить различать на слух и по артикуляции гласные звуки А - У.

3. Развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза.

4. Закрепить знания детей о гласных звуках.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы занятия.

Упражнение «Отбери и назови»: - Отберите и назовите картинки, которые я назову; -Назовите первый звук в этих словах; -Поставьте картинки к соответствующей букве.

III. Уточнение правильной артикуляции звуков А - У.

IV. Выделение гласных звуков из начала слова.

-Хлопните в ладоши, если услышите слова, которые начинаются со звука А или У.

V. Закрепление четкого и правильного произношения звуков А, У в чистоговорках.

VI. Физпауза. Расскажи стихи руками: "Пять малышей"

VII. Игра "Веселый поезд"

Остановка "Сад" - найдите фрукты, названия которых начинаются на звук А.

Остановка "Огород" - выберите те овощи в названии которых звук А находится в конце слова. Что положим к корзину? (свекла - свеклу)

Остановка "Телецентр" - в телевизоре пропали звуки, почините телевизор: произнесите слова полностью (:рбуз, :птека, :збука, :втобус, кенгур:, почем:, сниз:, какад:). Кто запомнил, какие звуки пропадали?

Остановка "Лес" - игра "Эхо": эхо повторяет только слова со звуками А, У.

Возвращение домой.

VIII. Итог занятия.

Цель: Закрепить навыки дифференциации гласных звуков А - У.

"Логопедические пятиминутки":

- Посмотрите, пожалуйста, на меня: какой звук я хочу произнести? (воспитатель четко артикулирует звук А не произнося его). У кого в имени есть звук А? Произнесите свои имена, выделяя голосом этот звук. (Дети называют свои имена). Сейчас встанет (сядет) тот, у кого в имени один звук А; два звука А.

- Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны догадаться, какой звук я показываю.

- Я сейчас буду показывать артикуляцию звуков А и У без голоса, а вы должны назвать слова, которые начинаются со звука, который я показываю.

Упражнение на выделение гласных звуков А и У на материале пословиц:

- Послушайте, пожалуйста, пословицу: "Весна красна цветами, а осень - плодами". Какой звук я выделила голосом? - Звук А. - Назовите слова со звуком А, которые вы запомнили, выделите этот звук голосом и правильно произнесите этот звук в словах. (Весна, красна, цветами, плодами). -Еще раз повторите хором пословицу, четко произнося звук А.

- Послушайте, пожалуйста, еще одну пословицу. Какой гласный звук часто повторяется в этой пословице? "Дружба дружбой, а служба службой". -Звук У - Повторим эту пословицу, правильно произнося звуки У и А, выделяя голосом звук У.

Игра "Эхо в горах":

- Давайте поиграем. Представьте, что мы в горах. Вы будете называть звук А (У) громко, а эхо вам будет отвечать тихо (воспитатель - дети; дети - воспитатель; девочки - мальчики; А - низким голосом, У - высоким и наоборот).

 

Скачать статью «Совместная работа воспитателя и дефектолога»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...