Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Откуда каша на стол пришла?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и патриотическому воспитанию для подготовительной группы, тема: «Откуда каша на стол пришла?»

Автор занятия: Перкова Валентина Федоровна, воспитатель Негосударственного Дошкольного Образовательного Учреждения Детский Сад №94 Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги», город Кропоткин, Краснодарский край.

Цель:

Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

Программные задачи:

Побуждать детей любить малую Родину - место, где они родились и растут; обогащать знания о том, чем богат родной край.

Предварительная работа:

Чтение, обсуждение загадок, пословиц, стихов о каше:

«Гречневая каша-матушка наша».
«А хлебец ржаной - отец наш родной».
«Гречневая каша - сама себя хвалит».
«Кашу маслом не испортишь».
«Разговорами кашу не сварить».
«Щи да каша - пища наша».
«Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась».
«Семейная каша гуще кипит».

Приготовление каши:

Детям предлагается рассмотреть крупы и сказать, какие из них получаются каши (гурьевская-из манной, петровская-из гречневой, тыквенная - из пшенной).

Исследовательская работа:

Рассматривание зерен различных круп под лупой.
Чем они похожи, чем отличаются?
Каждый ребенок выбирает какую либо крупу и рассказывает о ее особенностях.
Размалывание зерен пшеницы в кофемолке, опускание целых зерен и муки в воду и наблюдение: почему зерна тонут, а мука нет?.

Дидактические игры:

«Колосок - зерно - крупа» - предлагаются различные культуры, получаемое из них зерно и образцы круп».Задача: разложить определенный материал в определенной последовательности. (От растения до крупы).

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Предложить детям несколько мешочков с разной крупой. Задание: «Через ткань определить, где какие крупы».

Дидактическая игра «Шумелки»

Воспитатель по очереди гремит «шумелками» - коробочка из под «киндер-сюрпризов», в которые помещены разные крупы.

Рисование:

Составить альбом: «Откуда хлеб на стол пришел», «А я люблю вот эту кашу», «Путешествие растений».

Музей хлеба: снопики колосьев с лентами, крупы, хлеб, мука.
Коллекция колосьев разных культур. (Ячмень, рожь, просо, рис, овес, пшеница).
Опыты с посадкой заранее замоченных и сухих семян растений,сравнение результатов.
Опыты с овсом, пшеницей в разных по освещенности местах, обсуждение результатов.
«Сладкий час» - дети пробуют разные каши. Сравнить на вкус.

Ход занятия:

Дети с караваем:

Мы гостей своих встречаем
Круглым пышным караваем
С караваем соль подносим
Поклонясь отведать просим
«Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук».

Воспитатель:

А вас, ребята, я приглашаю в путешествие по временам года.
А поможет нам этот чудесный, волшебный предмет, который называется…(дети вместе - глобус). Что вы можете рассказать о нем?

Дети:

Глобус - это наша планета, маленькая модель Земли. Наша планета очень медленно вращается вокруг Солнца. Поэтому так бывает: день, ночь, лето,зима, весна, осень.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами найдем то место на Земле, где мы живем - нашу малую Родину. Это наш Краснодарский край, столица …

Дети:

Краснодар.

Воспитатель: А почему его так назвали?

Дети:

Красный, красивый - так называли в старину все красивое, значит красное.

Воспитатель:

А в каком городе мы с вами живем?

Дети:

В Кропоткине.

Воспитатель:

А место?

Дети:

Кубань.

Воспитатель:

Что можно сказать о Краснодарском крае, Кубани?

Дети:

Щедрый, богатый, теплый.

Воспитатель:

Отлично. А теперь в путешествие! Считаем вместе: 1, 2, 3 (кручу глобус вперед). Мы с вами на волшебной поляне в будущем. А будущее-это … (завтра, это поздняя осень, заготовка на зиму, это зима)
Обратите внимание: перед нами «Музей хлеба».

«Хлеб-кормилец - пища наша
Хлеб насущный - сила наша
Молодецкая еда».

Как красивы золотые колосья, как ароматно пахнут хлеба, булочки, баранки… А теперь назовите самый ГЛАВНЫЙ ПРОДУКТ на нашей Кубанской земле:

Вырос в поле дом -
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены.
Золотист он и усат
В ста карманах, сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.

Дети:

Колос!

Воспитатель:

Колос - это хлеб. А какой хлеб бывает у нас на Кубани?

Дети:

Белый, черный, серый, мягкий, пушистый, душистый, ароматный, вкусный, золотистый.

Воспитатель:

А какая бывает мука?

Дети:

Пшеничная, ржаная, с отрубями.

Воспитатель:

А что можно сделать из муки?

Дети:

Макароны, рожки, вермишель, ракушки.

Воспитатель:

Мы можем это кушать каждый день. А еще мы каждый день на завтрак видим на столе-каши. Вы так привыкли ее видеть, что даже не задумываемся: «А откуда она , вестимо пришла из магазина». Ан нет. Кто скажет?

Дети:

Колосок - это не только хлеб и булки, выросли из колоска еще и вкусные каши.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вернуться в прошлое, чтобы вспомнить, как это происходит …
Я три раза прокручу глобус назад и мы с вами окажемся в прошлом.
1, 2, 3 - Итак времени у нас мало. Песочные часы показывают сколько мы можем погостить здесь.

Закрыли глаза, представили, что мы попали на кубанские поля. Открываем глаза.

Прошлое - это вчера, летом, весною?

Дети:

Сеют пшеницу, овес, рис, рожь.

Воспитатель:

Верно. В старину крестьяне пользовались оберегами-мешочками, а в них крупы. Я предлагаю вам прикоснуться руками к «Старине глубокой» …

Дидактическая игра «Где какая крупа?»

Дети на ощупь через ткань определяют представленные виды круп (кукуруза, семена подсолнечника, рис, горох, пшено).

Воспитатель:

Молодцы. Угадали … А у меня на подносе еще очень много семян. Найдите для каши нужные зерна на блюдечко. Если вам трудно найти семена- пожалуйста вам волшебные стекла - лупы. Рассмотрите зерна и выберите те, которые нужны вам (одним - рис, другим - гречку, пшено).

Дети разбирают на блюдечко, коротко рассказывают о каждой крупе:
Рис - единственное культурное растение, которое растет на полях, покрытых водой. Это второй основной продукт Кубани.
Гречка-цветет как цветок, а получается крупа.
Пшено - это просо, растение для нас и цыплят.
А каша очень вкусна с тыквой.
Что можно сделать из этой крупы?...(каши)

Вопросы: что?, почему ты так думаешь?, назовите , какие каши знаете. (Рисовая, манная, гречневая, овсяная, пшеничная).

Воспитатель:

Верно, но время истекает. Надо возвращаться в настоящее. Я предлагаю прихватить с собой крупы и вернуться домой. 1,2,3 … Глобус крутим вперед. Готово.

Воспитатель:

Итак, мы в настоящем. А какой же третий продукт? Пока говорить не будем, а загадаем загадку нашим гостям:

«Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста.
Один пыхнут, два хуторка».
(Корова)

Гости угадать не могут.

Воспитатель:

Ребята, давайте поможем: какое самое доброе, теплое и любимое животное живет рядом с человеком и пасется на кубанских полях?

Дети:

«Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (козы?)

Дети:

Нет не козы. «Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (кони?)

Воспитатель:

Нет не кони.

Дети:

«Далеко, далеко на лугу пасутся ко… (коровы?)

Дети:

Правильно, коровы.
Пейте дети молоко
Будете здоровы!!!

Воспитатель:

А какая каша может быть без молока? Значит третий главный продукт на Кубани …

Дети:

Молоко.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам отведать самим и угостить наших гостей Кубанскими кашами. А каши наши с секретом. Этот секрет мы попросим отгадать наших гостей.

Дети:

Кто у нас побывал
Кто наш край повидал
Не забудет никогда
Нашу милую Кубань!

Секрет:

У каждого ребенка на дне блюдечка приклеена картинка секрета (виноград, абрикос, малинка, слива, клубника, изюм).

На подносиках с рушниками девочки выносят каши с пословицами:
Гурьевская - из манной,
Петровская - из гречневой,
Тыквенная - из пшенной.

«Гречневая каша - матушка наша» «Семейная каша гуще кипит» «Кашу маслом не испортишь»

Скачать конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и патриотическому воспитанию для подготовительной группы «Откуда каша на стол пришла?»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...