Конспект НОД для подготовительной группы «Город Красновишерск – моя малая Родина»

Конспект НОД для подготовительной группы детского сада, тема: «Город Красновишерск – моя малая Родина»

Автор НОД: воспитатель Черепанова Елена Александровна, МБДОУ №5 детский сад «Светлячок».

Программное содержание:

Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной, в том числе её символами. В соответствии с учебным планом МБДОУ, занятие «Я гражданин» проводится 1 раз в месяц.

Цель:

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.

Задачи:

Расширять и углублять знания об истории возникновения города Красновишерска, его прошлом и настоящем, символике, названии улиц, о достопримечательностях, о людях.
Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь, кругозор.
Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям города; бережное отношение к строениям и памятникам; формировать уважительное отношение к гербу города.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, слуховой, практический.

Приёмы:

Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений, просмотр и обсуждение видео фильма.

Реализация ФГТ:

Интеграция получения знаний, умений и навыков через образовательные области: познание, коммуникацию, социализацию, музыкально – художественное творчество; через виды деятельности: игровую, коммуникативную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела; внедрение и использование развивающих и ИКТ в работе с детьми.

Оборудование:

Ноутбук; видео фильм «Город Красновишерск»;
Карта Мира, карта Пермского края, карта Красновишерского района; 
Книги: Яковлев И. В. «У древних скал» (были, сказки, легенды), серия книг «Легенды Вишерского края»: «Северные сказки», «Сказки про Полюда-богатыря», «Сказки про Вишерские камни»; «Книга памяти Красновишерского района», А. Жучкин «Однокрылый Пегас - 2», «Красное колесо Вишеры», «Земля родная - Вишера»; журнал «Пермский период 2012: 100 удивительных мест Пермского края»; 
буклеты: «Твои люди, Вишера!», «Любовь моя и гордость Красновишерск!», «Историю делают люди», «Юбилею Красновишерского района посвящается», «Моногороду России Красновишерску – развитие и новую жизнь!»;
письмо от «учёных»;
раскраска от «художников города» – герб (по числу детей);
альбом «Природа Вишерского края».
Изображения: герб Красновишерского района; камень Ветлан, камень Малый Ветлан, камень Писаный, древние рисунки на камне Писаном, гора Полюд (вид с реки); виды города, памятники.
Предварительная работа: изучение историко-документального материала по родному краю, экскурсия в краеведческий музей, посещение детской библиотеки, проведение бесед о Вишерском крае, заучивание с детьми стихов по теме занятия.

Ход НОД:

Психологический настрой

- Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!» Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

Побуждение к деятельности

- Сегодня я получила очень необычное письмо. Давайте посмотрим, для кого оно написано. (Воспитатель читает запись на конверте: Пермский край, г. Красновишерск, ул. Молодёжная, дом 10. Детский сад «Светлячок», ребятам подготовительной группы от учёных, г. Москва).
- Давайте прочитаем, что в нём написано. 
(Воспитатель читает письмо).

- Здравствуйте, ребята! Вам очень повезло. Вы живёте на очень древней Вишерской земле. В вашем крае есть камень Писаный. Он является памятником истории и культуры всероссийского значения, т. к. на нём сохранились рисунки, выполненные ещё древними народами манси более 5000 тысяч лет назад. А 400 лет назад река Вишера являлась единственной государевой дорогой, которая связывала Москву с Сибирью. Очень давно на Полюде существовала богатырская застава, которая защищала древний город Чердынь от набегов сибирских татар и вогулов. А деревне Морчаны, которая является микрорайоном вашего города уже более 300 лет.

- Ребята, а вы знаете, почему ваш город называется Красновишерск? Почему его построили на этом месте? Кто построил ваш город? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.

Мотивация к деятельности

Давайте попробуем ответить на вопросы учёных. (Воспитатель ещё раз зачитывает вопросы учёных и ожидает ответы от детей). Не знаете? Как узнать? (Ответы детей).

Планирование деятельности

Сегодня предлагаю совершить путешествие на выставку «О нашем городе». Готовы? А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним. (Ответы детей: слушать внимательно, не перебивать, не разговаривать, не толкаться). Тогда можно отправляться.

Совместная деятельность

1 зал: «Наш город на карте»

- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш город на карте». - Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Ориентиром будет город Пермь. (Показать и обозначить флажком).

- Сейчас подойдём к карте Пермского края. Кто знает, где находится город Красновишерск на этой карте? Покажите. Красновишерский район на северо-западе граничит с Чердынским районом. На севере - с республикой Коми. На востоке - со Свердловской областью. На юге - с Соликамским и Александровским районами.

- Сейчас посмотрим на карту Красновишерского района. Обратите внимание, через всю территорию района протекает река Вишера. Вот на ней, в её среднем течении и стоит наш город.

2 зал: «Как возник наш город»

Приглашаю вас пройти в новый зал и сесть на стулья. Этот зал называется: «Как возник наш город». 
Ребята, вы должны знать, что строительство нашего города началось со строительства ВЦБК - комбината по изготовлению бумаги. А всё началось с того, что вначале французы на этом месте начали строить очень крупный чугуноплавительный завод, но не достроили из-за экономического кризиса, а строения остались. А ещё для изготовления бумаги были нужны чистая вода и еловый лес. А их было предостаточно, т. к. здесь была бескрайняя тайга! Строили комбинат и наш город заключённые - невинно-осужденные, очень трудолюбивые, умные люди. Они жили в трудных условиях и многие умирали. 

Микрорайон, где жили заключенные, и сейчас носит название «Лагерь».

(Рассматривание изображений: Вишерский целлюлозно-бумажный завод, проходная Вишерского целлюлозно-бумажного завода, последние бараки «Лагеря»).

3 зал: «Виды нашего города»

Переходим в следующий зал: «Виды нашего города». 

Наш город называется Красновишерск. Его название произошло от двух слов: Вишера - так называется река, на берегу которой он стоит и красный, что означает «красивый». Город ещё очень молодой. Ему всего 70 лет. Вот так наш город выглядит сверху. Красивый? (Показать). В нашем городе есть памятные места.

- Знаете ли вы этот памятник? (это памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны). Сюда приходят красновишерцы 9 мая в День Победы почтить память своих родных и близких, павших в годы ВОВ. Жители города сюда приносят цветы.

(Далее детям показать по порядку изображения других памятных мест и рассказать, чем они памятны).

- Памятник погибшим в Афганистане, возле школы № 8. Сюда тоже часто жители города приносят цветы.

- Памятник Варламу Тихоновичу Шаламову, в сквере возле узла связи. Это писатель, который принимал участие в строительстве бумажного завода. Описал жизнь и труд людей - строителей комбината в книге «Антироман Вишера». 

- Поклонный крест в микрорайоне Лагерь в память о невинно осужденных людях - тех, кто строили бумажный завод и первые дома в Красновишерске.

- Микрорайон Сталинский. Когда - то на этом месте было кладбище, на котором около двух с половиной веков хоронили жителей Деревень: Митракова, Морчаны, Березники, Ничкова. Сейчас здесь, на месте кладбища, стоят дома. А ещё совсем недавно установлен памятный знак в память о людях, похороненных на этом месте.

- Мы рассмотрели памятные места нашего города.

А сейчас назовите, что здесь изображено. Где находится? (Дети называют школы, ДК и т. д.).
- В нашем городе 71 улица. Назовите улицы, которые вы знаете.

Физминутка

Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.
(показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)

Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.
(развести руками)

Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, - 
(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, 
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)

4 зал - символика Красновишерского района

- Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется - символика Красновишерского района. Перед вами герб Красновишерского района. Рассмотрите его внимательно. 

(Далее воспитатель по порядку показывает изображения герба, просит детей их назвать, сам поясняет что изображено и объясняет значение того или иного изображения).

- Половинка золотого солнца указывает на то, что Красновишерский район занимает северо-восточную часть Пермского края, поэтому его жители первыми в крае встречают рассвет.

- Основная фигура герба - серебряный олень с золотыми рогами - красивое, гордое и свободолюбивое животное, указывает, что на территории района находится один из крупнейших в крае заповедников - заповедник Вишерский, где обитают дикие животные.

- Золотая скала, на которой стоит олень - символизирует красивые горы и камни, которые являются объектом туристических маршрутов жителей и гостей района.

- Многочисленные серебряные ромбы символизируют главное богатство Красновишерского района - алмазы, которые здесь добываются.

- Золотая корона.

- Что символизирует синий цвет? (Главную реку территории - Вишеру, чистую воду и небо).
- Что символизирует красный цвет? (Название района - «Красновишерский», красоту района, мужество людей проживающих здесь).

- Что символизирует золотой цвет? (Богатый район, и в нём проживают великие и великодушные люди).

- Что символизирует серебряный цвет? (Благородные и чистые поступки жителей города и района).

- Герб - это не только маленькая информация о городе и районе - это то, чем город гордится. Итак, чем жители нашего города гордятся? (Красивыми горами и камнями, у нас есть один из крупнейших заповедников, у нас добываются алмазы, у нас есть красивая река Вишера, гордится названием города).

Литературная гостиная

- А сейчас я приглашаю всех в литературную гостиную, где для вас прочитают стихи о городе Красновишерске наши юные жители. 

Саша:

На этой большой планете,
В огромной такой стране
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный
В тенистой дали лесной.
И Вишера - красавица нам
Очень - очень нравится!

Андрей:

Я люблю тебя, родина малая, 
Называю родной стороной.
Крепко в душу навеки запала ты.
Где ж я встречусь с такой красотой?
Те леса, те поля вон дальние,
Те дома, что стоят под горой,
Тот народ, что зовёт себя вишерским,
Сохраню я в душе молодой.

(Далее стихи читаются с одновременной демонстрацией изображений: камня Полюд, камня Писаный и рисунков на камне, камня Ветлан).

Вася:

Не поехать ли на Вишеру?
Вы подумайте о том.
А приедете, поверьте,
Не раскаетесь потом.

Богдана:

Вас по русскому обычаю
Хлебом - солью встретим,
Задушевным, добрым словом
Каждого приветим.

Артём:
Повезём мы вас на катере вдоль 
По Вишере - реке.
Полюбуетесь красотою,
Синей дымкой вдалеке.

Данил:

Поведём в бора сосновые,
Там черникой угостим.
На поляне тихой, солнечной 
Под берёзкой посидим.

Саша:

Вам покажем камень Писаный,
Вместе сходим на Ветлан.
Приезжайте, приезжайте,
Очень рады будем вам.

Видеосалон

Сейчас вас, ребята, и вас, дорогие гости, я приглашаю в видеосалон. Вы посмотрите красивый фильм с видами нашего города и послушаете замечательную песню о нашем городе в исполнении бывшего жителя города Александра Сумишевского. Для просмотра фильма, вас ребята, прошу разместиться на ковре.

(Демонстрируется видео-фильм «Город Красновишерск», длительность - 7 минут).

- Какие строчки из песни вы запомнили?
- Какие уголки нашего города вы увидели в фильме? (ДК, памятник красновишерцам, погибшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны и др.)

Рефлексия

1) - Что сегодня нового вы узнали о родном городе? Что понравилось на нашей выставке? 

2) - Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.

Мы живём в городе ... (Красновишерске).
Жителей города зовут ... (Красновишерцы).
Наш город молодой. Ему лет ... (70).
Наш город расположен на левом берегу реки ... (Вишеры).
В городе есть две главные улицы ... (Гагарина и Дзержинского).
Наш детский сад находится на улице ...
В городе есть... (школы, детские сады, магазины, аптеки, библиотеки, памятники, дом культуры, дом спорта...).
На улицах города растут: липы, тополя ... (берёзы).
У Красновишерского района есть свой символ ... (герб).
Синий цвет на гербе символизирует ... (реку Вишеру, чистую воду и небо).
Мы очень любим свой родной ... (город).
И хотим, чтобы он был красивым, уютным и ... (чистым).

Переключение на самостоятельную деятельность

1. Самостоятельно посетите ещё один зал нашей выставки. В нём размещены книги, буклеты о нашем городе и крае.

2. «Художники» нашего города прислали по почте каждому из вас вот такую раскраску - герб нашего района. Вы постарайтесь и раскрасьте его правильно и красиво.

3. Сегодня я подарю вам альбом с изображениями природы Вишерского края, полюбоваться, которой приезжают к нам туристы не только из разных уголков России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья: Бельгии, Голландии, Америки, Германии, Франции, Японии...

Скачать конспект НОД для подготовительной группы «Город Красновишерск – моя малая Родина»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...