Путешествие по заветным местам мурманского края

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Путешествие по заветным местам мурманского края»

Автор: Катанаева Виктория Ивановна.

Примечание: в занятии используются слайды из презентации, которая находится в архиве вместе с конспектом занятия. Для посмотра презентации вам понадобится программное обеспечение - Microsoft PowerPoint или PowerPoint Viewer.

Методы обучения:

Практический (игровые ситуации);
Наглядный (иллюстрации, презентация);
Словесный (рассказ, беседа);
Видеометод (просмотр презентации).

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать представление детей о заповедниках нашего края, для чего они создаются;
Закрепить знание детей о растениях, птицах и животных нашего края;

Развивающие:

Формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
Развивать особенности диалогической речи (выразительно строить ответы)
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.

Предварительная работа:

Знакомство с картой и заповедниками Мурманской области,
Знакомство с животными, птицами, растениями нашего края.
Чтение художественной литературы о животных.
Просмотр иллюстраций с природой нашего края.
Двухнедельный проект «Заповедники мурманской области»;
Три познавательно-исследовательских занятия (Лапландский заповедник, Кандалакшский заповедник, заповедник «Пасвик»);
Создание книги совместно с родителями и детьми «Энциклопедия животных и птиц нашего края», экскурсия в Полярно-альпийский ботанический сад, разработка дидактических игр «Кто, где живет?», «Чей след?», «Подбери ветку к дереву», «Кто как говорит?» (электронный вариант и раздаточный материал).

Оборудование:

Мультимедийный проектор.

Материал:

Презентация (слайды управляются мышкой, фото на слайде идет по времени, в играх все контролируется мышкой, герой Умка с «голосом»);
Карточки с животными и птицами; карточки со следами животных и птиц;
Фото-подборка с растительностью и животным миром нашего края, с их средой обитания.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети стоят в кругу.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
(поднялись на носочки руки вверх, посмотрели наверх – перекаты с носочков на пяточки)

Здравствуй вольный ветерок,
(покачивание туловища влево – вправо вместе с руками)

Здравствуй маленький дубок,
(приседание)

Здравствуйте, мои друзья.

(слайд 2)

Воспитатель:

Ребята – солнце, небо, деревья, вода, ягоды и грибы – как это все можно назвать одним словом? (Ответы детей).

(слайд 3)

Воспитатель:

Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба – всё это природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

(слайд 4)

А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? Какой вред человек может нанести природе? (Загрязняет природу, вырубает леса, отлавливает животных и т.д.).

(слайд 5)

Но все мы знаем, что природу надо беречь. Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Ребята скажите, что люди придумали, чтобы охранять природу нашего края? (Ответы детей). Правильно, заповедники. А названия каких заповедников вы знаете? (Ответы детей).

На территории Мурманской области расположены три государственных заповедника: Лапландский, Кандалакшский и «Пасвик».

(слайд 6)

Какие растения, животные и птицы нашего края вам запомнились, понравились? (Ответы детей).

Воспитатель:

А сейчас давайте с вами разделимся на три команды, и немного поиграем.
(слайд 7)

Дидактическая игра «Подбери ветку»

Посмотрите, вот здесь на слайде представлены три ветки трех видов деревьев. Вы их узнали? (сосна, ель и береза) Да это три вида деревьев, которыми образованы леса лапландского заповедника. А теперь появились деревья. Давайте подберем к каждой веточке деревья. (Каждой команде одна веточка)
(слайд 8)

Дидактическая игра «Найди след»

Ребята, а теперь посмотрите на следующий слайд, каких животных вы видите? (белка, олень, лемминг, медведь, глухарь, кряква).

У вас на столах лежат карточки со следами животных и птиц. Ваша задача быстро подобрать, где тут, чей след. Чья команда первой справится с заданием? А потом мы на слайде проверим ваши ответы. (Подводятся итоги игры).

Воспитатель:

А теперь немного отдохнем.

(слайд 9)

Двигательно-речевая разминка «В заповеднике гуляли»

Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)

Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)

Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)

Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)

Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)

И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)

Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)

На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

И тут появляется Умка! (Примечание: голос Умки записан на презентации, один диалог – один слайд, управляется мышкой).

(слайд 10)

Умка:

Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

Дети:

Умка!

(слайд 11)

Умка:

Я так рад, что вы меня узнали! Я слышал, что вы путешествовали по заповедникам вашего края. А вот у нас на Северном полюсе нет заповедников, у нас и так все дружно живут, и никто никого не обижает. А у вас в городе есть заповедник?

Дети:

Нет. У нас есть только ботанический сад, где находятся растения из всех концов мира.

(слайд 12)

Умка:

А вы бы хотели, чтобы и у вас в городе был заповедник, чтобы туда можно было приходить, наблюдать и ухаживать за редкими животными и растениями?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Умка мы сейчас подумаем с ребятами, и тебе расскажем.

(слайд 13)

Ребята представим, что мы с вами будем создавать заповедник. Давайте придумаем, кто в нем будет жить, кто сможет выжить в наших северных условиях. (Составление рассказа о заповеднике).

На столе лежат карточки – фотографии с растительностью и животным миром нашего края, с их средой обитания.

Воспитатель:

Какие тут изображены животные? Какие птицы? Морские жители? А какие деревья, кустарники, цветы, грибы и ягоды будут расти у нас в заповеднике? Какие условия мы создадим для всех обитателей нашего заповедника? (домики, шалаши, столовые и т.д.) А как мы назовем наш заповедник?

Дети составляют рассказы, используя фото-карточки. Рассказывают их Умке. Умка их благодарит и уходит. 

(слайд 14)

Скачать конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по заветным местам мурманского края»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...