Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами»

Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами» для старшего дошкольного возраста

Автор занятия: Тетенова Валентина Рудольфовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.

Программное содержание:

Расширить представление детей о народных промыслах.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.
2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
4. Развитие умений слышать и слушать.

Оборудование:

Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.

Ход занятия:

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)

Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем ? Да, да, да!
(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?

Воспитатель:

Ведь преданья старины забывать мы не должны.

Воспитатель:

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Воспитатель загадывает загадку:

Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют …
(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.

Воспитатель:

Скоро сказка сказывается ...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Воспитатель загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая …
(гжель)

Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.

Воспитатель:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель:

Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).

Воспитатель:

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)

А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново.

Возле Вятки самой Дымково поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Там живут знатные мастер и мастерицы,
А село знаменито, а знаете чем?

(Дети отвечают).

Воспитатель:

Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.

Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)

Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)

Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

3 часть: заключительная

- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Скачать конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...