НОД по ознакомлению с окружающим «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе детского сада, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Автор: Клименко Ю. А.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Учить детей рисовать матрёшки красками (роспись узора на фартуке матрёшки).

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать интерес к труду русских мастеров.

Методы:

Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы:

Рассматривание матрёшки, алгоритм с этапами изготовления матрёшки, беседа, художественное слово, физические минутки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Семеновская матрёшка, расписная, символ, сувенирная, чернобровая, сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа:

Помощь детям, затрудняющимся при росписи матрёшки.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, посещение детьми мини-музея прикладного искусства в детском саду, чтение стихотворений о матрёшке и народных промыслах России.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов-майданской и загорской росписи), расписная шкатулка.
Демонстрационный: игрушка матрёшка, фильм про изготовление матрёшки, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного размера.
Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки.

Ход НОД:

Под русскую народную музыку, к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него шкатулка.
- Здравствуйте ребята, скорее занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит как он называется ? (Ответы детей).

- Верно, ребята, это русский народный сарафан. А в руках у меня чудесная расписная шкатулка. Но что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Загадка про матрёшку:

В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
(Матрёшка)

- Да, правильно, это Матрёшка! Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. Кукла матрёшка появилась в России не так давно. Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам - Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Малютину — что они придумали куклу и расписали ее на новый лад. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка. Это старинное русское женское имя. Матрёна - знатная женщина. А теперь матрёшка является символом России.

(Рассматриваем с детьми несколько матрёшек. любуемся их нарядами, восхищаемся их красотой).

- Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают русскую матрёшку?

(Ответы детей).

- Правильно. Из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Я вам предлагаю посмотреть фильм об изготовлении матрёшки.

(Просмотр фильма, комментарий воспитателя за кадром).

- Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрёшку. Вот и готова наша веселая Матрёшка.

- А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрёшек и немного поплясать.

Физминутка «Нарядные Матрёшки»

Хлопают в ладошки
Дружные матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки.
(Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрёшки.
(Топают ногами)

Влево, вправо наклонись,
(Наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись.
(Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,
Матрёшки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
(Руки к плечам, повороты туловища направо-налево)

Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрёшки.
(Хлопают в ладоши)

- Хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой матрёшки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить из какого уголка России та или иная матрёшка. Эта матрёшка из города Семенова, значит, зовут ее... Семеновская.

- Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. (Он красивый, но его закрывает большой букет цветов).
- А чем раскрашена у неё косынка? (Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев).
- Как вы думаете, какой может быть Матрёшка? (Доброй, веселой и красивой, праздничной, ласковой, нарядной, сувенирной).

- А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрёшек. Чем можно расписать Матрёшку? (Ответы детей). Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком. Можно расписать с помощью перышка, печатки.

Звучит русская народная мелодия. Дети самостоятельно расписывают матрёшек. (Воспитатель читает детям стихи про матрёшек).

Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем -
В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие весёлые
Эти матрёшки.

После завершения росписи воспитатель проводит итог занятия.

Итог занятия:

- Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек. А теперь ответьте мне на вопросы.

- Как появилась в России матрёшка?
- Из какого материала она изготавливается?
- Что означает русская матрёшка для иностранцев?

Звучит русская народная мелодия «Белая ромашка», на фоне музыки воспитатель подводит итоги занятия.

- Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.

Скачать конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе, тема: «До чего ж ты хороша, русская матрёшка!»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...