Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Авторы: воспитатели Закирова Ляюзя Мавлимовна, Савюк Раиса Викторовна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования г. Ноябрьск Тюменской области.

Пояснительная записка

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Скачать конспект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Наши партнёры:

Скоро может понадобиться:

Новые материалы в разделе:

  • Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для средней группы «В мире доброты»
  • Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим «Женский праздник» для детей 2-й младшей группы
  • Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром «Дорога и я»
  • Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Разные виды транспорта»
  • Занятия для младшей группы:

  • Вкусный и полезный сыр - конспект занятия по ознакомлению с окружающим
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей младшей группы «Герои народных сказок»
  • Бумажная фея - интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и конструированию из бумаги во 2-й младшей группе
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и лепке для второй младшей группы «Отправляемся в гости»
  • Знакомство с матрёшкой - конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы
  • Я мальчик, я девочка - совместная деятельность для детей младшего дошкольного возраста
  • Ловись, рыбка! - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для 1-й младшей группы
  • Занятие по ознакомлению с окружающим «Детский сад, детский сад - он так нужен для ребят»
  • Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
  • Занятия для средней группы:

  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «День космонавтики в детском саду»
  • Развлечение по ПДД в средней группе детского сада
  • Мой дом - моя крепость, конспект занятия по ознакомлению с окружающим для средней группы
  • Лёд, как особое состояние воды - конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы
  • Как хлеб к нам на стол пришел - конспект НОД по ознакомлению с окружающим для средней группы
  • Дома в нашем городе - конспект занятия по познавательному развитию для средней группы
  • Моя Семья - занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи в средней группе
  • Интегрированное занятие в средней группе «О чём «рассказывает» одежда?»
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для средней группы «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
  • Айболит в гостях у детей - конспект занятия в средней группе по социально-личностному развитию
  • Самолет - конспект занятия по ознакомлению с окружающим и изодеятельности в средней группе
  • Мой веселый мяч - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Я мальчик, я девочка - совместная деятельность для среднего дошкольного возраста
  • Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружная семейка»
  • Занятие по познавательно-речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «На арене цирка»
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Учимся готовить. Непростое яичко»
  • Акция к Международному Дню семьи «Объединим семью!»
  • Давайте жить дружно! - акция ко Дню народного единства
  • Пусть серое станет цветным! - акция ко Дню защиты детей в детском саду
  • Занятия для старшей группы:

  • Безопасный дом - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Лесовичок в гостях у ребят - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Разноцветное путешествие - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Спортландия - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Конспект НОД по формированию навыков сотрудничества для детей старшей группы «Календарь ожиданий»
  • Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Виды транспорта»
  • Моя семья и родственники - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы
  • Волшебные средства понимания - конспект занятия по социально-эмоциональному развитию детей в старшей группе
  • Знакомство с эмоцией радости - конспект открытого занятия по социально-эмоциональному развитию детей старшей группы
  • Поможем малышам - конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе детей с ОНР
  • Где вода - там жизнь, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Путешествие по природным зонам, конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе
  • Друзья Мойдодыра - сценарий развлечения для детей старшей группы
  • Ателье - конспект занятия, проектная деятельность по ознакомлению детей с трудом
  • Путешествие в Шоколадную страну - конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с ПДД
  • Я мальчик, я девочка - совместная деятельность для старшего дошкольного возраста
  • Что? Где? Когда? - викторина для детей старшей группы
  • Удивительное в камне - план-конспект совместной деятельности с детьми старшей группы
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое телефона»
  • Знай и соблюдай - экспериментальное занятие по пожарной безопасности
  • Игра-викторина «В дружбе наша сила»
  • Занятия для подготовительной группы:

  • Спешите делать добро - конспект занятия из цикла «Уроки доброты» для детей подготовительной группы
  • Шар земной - конспект тематического занятия посвящённого Дню Космонавтики для подготовительной группы
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Виды ткани»
  • Конспект НОД для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»
  • Город мастеров - план-конспект совместной деятельности в подготовительной группе
  • Космическое путешествие - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группе
  • Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – наше богатство»
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы «История обыкновенных вещей»
  • Город профессий - конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе
  • КТД с нравственно-патриотическим содержанием
  • Стенды для детских садов

    Что-то новенькое:

    Контакты:

    Разделы сайта:

    Ранний возраст:

    Приложения:

    Последняя запись в блоге:

    Павел Шустр, чешский биолог, в течении девяти лет изучал миграцию оленей в немецких и чешских землях. Результаты его исследований вызывают удивление и недоумение. Оказывается, как таковой миграции животных этого вида через границу практически не происходит, олени до сих пор боятся переходить ...

    Читать дальше...