Путешествие по природным зонам, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам»

Автор занятия: Анкудинова Наталья Васильевна, воспитатель МАДОУ № 6 г. Перми.

Тип занятия:

Актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия:

Занятие-путешествие.

Цель:

Формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи:

1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.

Литература:

При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Методы и приемы:

Беседа, демонстрация слайдов.

Оборудование:

Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.

Ход занятия:

Дети стоят около воспитателя.

- Отгадайте загадку:

Загадка про глобус

На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю ...
(Глобус)

- Вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта.

- Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие!

Слайд № 1

- Где мы находимся?

Ответы детей (в Арктике).

- А как ещё называют эту природную зону?

Ответы детей (царство льда и снега).

Слайд № 2

- Почему она получила такое название?

Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).

- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?

Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).

– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?

Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).

- Как решается вопрос об охране животных?

Ответы детей (созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник?

Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).

- Почему она красного цвета?

Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).

- Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?

Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).

– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.

Слайды № 3, 4, 5, 6

– Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».

– Что это за природная зона?

Ответы детей (тундра).

- Что указывает на то, что это тундра?

Слайд № 7

Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).

- Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?

Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).

- А какие экологические проблемы есть в этом краю?

Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).

– Кто взят под охрану?

Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.

Слайды № 8, 9

- Отправляемся путешествовать дальше.

«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»

- Кто догадался, где мы находимся?

Ответы детей (в зоне лесов).

Слайд № 10

- Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.

- Какое значение для человека и животных имеет лес?

Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

– Назовите экологические проблемы леса.

Ответы детей (пожары, вырубка лесов).

– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

Ответы детей.

- Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?

Ответы детей.

Слайд № 11

– Как связаны между собой осина, заяц, волк?

Ответы детей (цепочкой питания).

- Какое дерево является символом России?

Ответы детей (берёзка).

- Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

- Приглашаю садиться. Отправляемся дальше. Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона?

Ответы детей (пустыня).

Слайд № 12

- Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).

- Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).

Слайд № 13

- Где скрываются животные от жары?

Ответы детей (в норах, в тени камней).

- Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.

Слайд № 14

- Вот и закончилось наше путешествие.

Слайд № 15, 16

– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!

- У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.

Работа в парах.

Итог:

- Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску.

И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.

Скачать конспект занятия «Путешествие по природным зонам»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...