Хамса, конспект занятия по ознакомлению детей с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой в детском саду, тема «Хамса»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Познакомить детей с черноморской хамсой.
Уточнить и расширить знания о рыбах.
Закрепить знания о понятиях «планктон», «хищник».
Словарь: хамса, нерест, косяк.
Учить детей понимать природные взаимосвязи, пищевые цепочки.
Воспитывать интерес к обитателям Черного моря.

Оборудование:

Засоленная хамса, стакан с морским песком, чайная ложка, шаблоны хамсы, бумага, карандаши, карточки с изображением икринок, личинок, мальков, рыб.

Хамса, анчоус

Хамса (анчоус)

Хамса, анчоус

Хамса (анчоус)

Ход занятия:

Загадка подскажет вам, о ком мы сейчас будем говорить.

Загадка о рыбе

По земле не хожу,
По небу не лечу,
А детей вывожу.

(Ответы детей). Конечно, речь пойдет о рыбе.

Живет в нашем Черном море небольшая, но очень вкусная рыбка. Зовут ее – хамса. Есть у нее и другое имя – анчоус, но крымчане привыкли называть ее хамса. Доводились ли вам слышать об этой рыбе? А может быть кто то из вас пробовал хамсу? (Ответы детей).

Взгляните на эту рыбку. Что вы можете сказать о ее размерах? О внешнем виде? (Ответы детей).
Давайте поиграем в шуточную игру «Инопланетянин». Я буду пришельцем с другой планеты, на которой совсем нет воды – ни рек, ни озер, ни морей. Поэтому жители этой планеты совершенно ничего не знают о рыбах.

- Землянин Олег, расскажи мне, кто такие рыбы?
- Землянка Настя, расскажи мне, где живут рыбы?
- Землянин Дима, расскажи мне, чем питаются рыбы?
- Землянка Ульяна, как у рыб появляются дети?
- Что хочет добавить землянин Вася? (Ответы детей).
- Спасибо, дети-земляне, я все понял, я расскажу все на своей планете.

А теперь шуточная игра закончилась, и мы поближе познакомимся с хамсой.

Хамса – рыбка очень прожорливая. Есть может круглые сутки, не уставая. Питается она планктоном. Вспомните, что это такое? (Ответы детей). Кто еще из знакомых вам морских обитателей питается планктоном? (Ответы детей). Правильно, медузы, киты. А в нашем Черном море живут киты? (Ответы детей).

Кроме планктона хамса любит червячков, личинки рачков. К зиме упитанная, разжиревшая хамса собирается в огромные стада. Затем становится вялой, малоподвижной и залегает в больших прибрежных ямах на покой. Но нельзя сказать, что там она и остается до весны. Иногда стадо хамсы перебирается в другое место, поднимается с глубины, но только ночью. Весной хамса снова оживет и примется за свое любимое занятие – кормежку. Наестся, как следует и, потолстев, приступит к икрометанию. Что такое икрометание? (Ответы детей). Время, когда рыбы мечут – откладывают икру, называется нерест. Давайте повторим это слово и попробуем запомнить.

Как только потеплеет вода в море, тут и начинает хамса нереститься. Икру мечут самочки только ночью и не всю сразу, а порциями. Одна хамса-мама мечет огромное количество икринок. Примерно столько, сколько песчинок в этом стакане. Два дня удлиненные икринки парят в верхних слоях воды, а потом из них, опять таки ночью, выклевываются прозрачные личинки. И икринки, и личинки с удовольствием поедают разные взрослые рыбы. Поэтому в рыбок-хамсичек превратятся очень немногие личинки. Примерно столько. (Показ чайной ложки с морским песком, заполненной наполовину). Все остальные будут съедены рыбами. Поэтому и приходится самочке-хамсе метать такое огромное количество икринок, что бы не перевелась хамса в Черном море.

А сейчас опять игра «Что сначала, что потом?». Расставьте по порядку картинки («икринки», «личинки», «мальки», «взрослые рыбы»).

Что-то мы с вами засиделись. Предлагаю отправиться в морское путешествие. (Физкультурная минутка).

Физкультминутка «Море»

Рыбы плавали, ныряли
(Выполняются движения в соответствии с текстом).

В солененькой морской воде.
То сойдутся- разойдутся,
То зароются в песке.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри-отомри.
(Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки вскинуть вверх и опустить вниз).

Вот проплывает медуза,
(Плавные волнообразные движения опущенных вниз рук, ходьба)

А это промчался катран.
(Бег с выставленными вперед руками со сложенными ладонями)

Створки открыли мидии,
(Присесть на корточки и медленно подняться, раскрывая ладони)

Медленно движется краб.
(Передвижение на полусогнутых ногах, выставив в стороны руки)

Это рыбацкая лодка,
(Ходьба рывками, сопровождаемая загребающими движениями рук)

Вот вкусная рыбка хамса,
(Бег врассыпную)

Это, конечно, дельфины,
(Наклоны вперед в движении, имитирующие ныряния)

Всех разгадаю вас я.
(Руки развести в стороны)

Да, сама хамса любит плотно подкрепиться, но есть много любителей полакомиться и ею самой. Хамса – любимый корм морских птиц. Бакланы и буревестники ныряют за ней в глубину, а чайки ловят рыбу сверху, когда хамса поднимается на поверхность, и часть рыбы играет, выпрыгивает из воды. Чайки большими компаниями сидят на воде и ждут, когда стада хамсы поднимутся из глубины. Любят хамсу также дельфины, катран, скумбрия и другие хищные рыбы. Напомните мне, кого мы называем хищниками? (Ответы детей).

А уж как полюбили хамсу люди! С незапамятных времен начал ловить ее человек. В Крыму и сами ели и в другие страны продавали хамсу. Даже на монетках выбивали ее изображение. В наши дни рыбаки добывают большое количество хамсы в Черном море. Из всех черноморских рыб хамса самая многочисленная – значит распространенная в самых больших количествах.

Давайте сейчас попробуем нарисовать стадо хамсы с помощью шаблонов. Кстати, рыбье стадо часто называют «косяк». Если доведется вам услышать выражение «косяк хамсы», вы будете знать, что имеется ввиду … что? (Ответы детей). Большое стадо этой рыбы.

Вопросы:

1. О какой черноморской рыбе мы сегодня говорили?
2. Чем она питается? Какой у нее аппетит?
3. Как хамса зимует?
4. Что такое нерест? Как нерестится хамса?
5. Какие птицы питаются хамсой?
6. Кроме птиц, какие морские обитатели едят хамсу?
7. Употребляют ли ее в пищу люди?
8. Что вы запомнили о численности, количестве хамсы в Черном море?

Скачать конспект занятия «Хамса»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...