Рапана, конспект занятия

Конспект занятия по ознакомлению с природой в детском саду, тема «Рапана»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Продолжать знакомить детей с обитателями Черного моря.
Подвести к выводу о тесных взаимосвязях подводной жизни.
Расширить и уточнить знания о рапане.
Словарь: рапана, пришелец, песчаный.
Развивать детское творчество, мелкую мускулатуру кистей рук при изготовлении поделок. Воспитывать устойчивый интерес к родной природе.

Оборудование:

Картинки, фотографии и раковины рапан, сувенирные поделки, природный материал, пластилин, оборудование для ручного труда.

Рапана фото

Рапана

Ход занятия:

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с обитателем Черного моря, который является незваным пришельцем. Кого называют пришельцем? (Ответы детей).

Познакомьтесь – рапана – незваный пришелец. Никто ее не приглашал, она сама пришла. Вернее, приплыла в наше Черное море из далекого Тихого океана. Прикрепились личинки рапаны к днищу корабля и прибыли к нам. А ведь рапана – хищница. Сразу же начала разбойничать: в огромных количествах поедать мидии, морские гребешки и устрицы. Да так увлеклась, что осталось ей совсем немного еды. Хорошо еще, что без достаточного количества пищи, не смогла рапана сильно размножаться. А не то, развелось бы рапаны в нашем море видимо-невидимо, а мидии, морские гребешки и устрицы совсем бы перевелись. Дело в том, что нет в нашем море на нее управы. В Тихом океане, откуда родом рапана, морские звезды держат ее под контролем – съедают излишки. А в Черном море некому поедать рапану.

Но до чего же тесно все связано в подводном мире! Появилась рапана – стало меньше черноморских моллюсков – уменьшилось количество еды для рапаны – стало меньше ее самой. Кроме того, личинки рапаны пришлись по вкусу небольшой рыбке песчанке. Появилось у песчанки много новой и вкусной еды, тут же стало больше песчанок. А морской карась-ласкирь очень этому обрадовался: раньше он питался мелкими рачками, теперь переключился на жирненькую песчанку. От такого питания и сам карась-ласкирь стал упитанней. Даже раки-отшельники кое в чем выиграли от вселения рапаны в Черное море. Свои вкусные голые, мягкие брюшка они прятали раньше в твердые маленькие раковины. А в маленькой раковине и вырастали они маленькими. После расселения рапан раки-отшельники быстро сообразили и стали занимать их пустые большие раковины. А в новом просторном жилище вырастают отшельники до больших размеров.

Все в природе связано друг с другом. Мы можем убедиться в этом, вспомнив, сколько перемен произошло в Черном море после расселения в нем рапаны. Напомните мне эти перемены. (Ответы детей).

А сейчас поиграем в ныряльщиков. Ковер – это море. Ваша задача: отплыть от берега, нырнуть за рапаной и приплыть с ней обратно. (Дети имитируют плавание и ныряние, затем возвращаются на свои места с раковиной рапаны).

Давайте внимательно рассмотрим раковину рапаны. Хоть и хищная, нежеланная гостья, а все-таки, рапана – красавица. Возьмите раковины в руки. Полюбуйтесь ее затейливой формой, проведите пальчиком по ее хитроумным завиткам, приложите раковину к уху и послушайте шум морских волн.

В таких раковинах живет самая крупная в Черном море улитка – рапана. На зиму рапаны зарываются в песок и до весны впадают в состояние покоя. Обратите внимание на цвет раковины. Какой он? (Ответы детей). Такой цвет еще называют песочным? Как вы думаете, почему раковина рапаны именно такого цвета? Ведь мы уже не раз убеждались, что в природе все устроено разумно и неслучайно. (Ответы детей). Такая окраска позволяет рапане быть неприметной на песке.

Наступает весна, рапаны выползают из под песка и начинают откладывать яйца на подводных скалах, портовых сооружениях.
Передвигается рапана с помощью мускулистой сильной ноги. Этой же ногой рапана как бы обволакивает приоткрытые раковины своих жертв, растворяет и высасывает ртом их содержимое.

Саму же рапану, вернее ее единственную ногу едят люди. А пустые раковины используют для сувенирных поделок. Взгляните, какие разные поделки сделаны из пустых раковин рапан. Я предлагаю вам самим попробовать сделать сувенир. Можете использовать раковины не только рапан, но и мидий, а также разнообразные ракушки. (Ручной труд. Выставка поделок).

Вопросы:

1. Всегда ли рапана обитала в Черном море?
2. Как она попала в наше море?
3. Чем питается рапана?
4. Как она передвигается и питается?
5. Какой вред нанесла она обитателям Черного моря?
6. Кто является врагом рапаны и живет ли это враг в Черном море?
7. Кто и какую пользу извлек из расселения рапаны в нашем море?
8. Как зимует рапана?
9. Что делает весной?
10. Как используют рапану люди?

Скачать конспект занятия «Рапана»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...