Шмель, конспект занятия по ознакомлению с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема «Шмель»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Познакомить детей с шмелем, с процессом опыления. Закрепить знания о развитии насекомых, о домашнем скоте, о Красной Книге.
Словарь: шмель, матка, соты, опыление, самоотверженно. Развивать координацию движений руки, мелкую моторику.
Сформировать у детей убеждение о необходимости бережного отношения к природе.
Воспитывать интерес к насекомым.

Оборудование:

Картинки и фотографии с изображением шмелей, пчелы, осы, аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

Шмель фото

Шмель

Ход занятия:

Ребята, вы без труда назовете насекомых, изображенных на этих картинках. (Дети называют пчелу и осу). Сегодня мы познакомимся с их родственником. Взгляните на него. (Показ картинки с изображением шмеля). Может вы знаете, кто это? Доводилось ли вам встречаться с этим насекомым? (ответы детей).
Это шмель. Посмотрите, какой он солидный, важный. Как будто толстячок в меховой шубке со множеством золотистых ремешков.

В разгар лета пчелиные семьи в полном разгаре. Придет осень и погибнут все, кроме самки. Ее называют «матка». Весной перезимовавшая шмелиха-матка построит гнездо подо мхом, в гнилых пнях или в брошенных норах грызунов. И сразу же примется выводить рабочих шмелей-строителей. Эти шмели занимаются расширением гнезда и строительства в нем ячеек. Потом в каждую ячейку шмелиха-матка отложит по яичку. В старой русской загадке о шмеле говорилось: «Петух- певец построил дворец, в этом дворце 60 палат, в каждой палате по одному жильцу».

Взгляните на нарисованные ячейки шмелиного дворца. Эти ячейки называются «соты». Ваша задача карандашом поставить точку в центре каждой соты. Как будто матка отложила туда яичко. (Дети выполняют задание).

Яйца матка как-бы высиживает. Она для них, как ласковая печка. Припадет грудкой и греет. Сидит терпеливо и лишь на несколько секунд сползает покормиться из ячеек-бочонков с медом. Как и у всех насекомых, у шмелей из яиц появляются … кто? (Ответы детей). Личинки. А личинки превращаются … в кого? (Ответы детей). В куколки. Всех их время матка продолжает согревать. Но вот из коконов, в которых сидят куколки раздается шорох. Тогда матка начинает их прогрызать, и оттуда вылезают крошечные мокрые шмелята. Мать их облизывает и они тут же начинают помогать ей прогрызать другие коконы и освобождать своих братьев и сестер.

Появляются на свет шмелята не только весной, но и летом. Летом бывает жарко и шмелиную молодь греть не надо, наоборот, она может перегреться. Чтобы этого не случилось, рабочие шмели проветривают гнезда: открыв все ходы-выходы, изображают из себя вентиляторы. Они быстро-быстро, стоя на месте, работают крылышками, гонят внутрь прохладный воздух. Но вот уже молодые шмели отправляются собирать нектар и пыльцу. А цветы ждут их. Ведь шмели опыляют растения.

Что же это значит – «опыляют»? Если бы не было шмелей, пчел, мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки, груши, вишни и абрикосы. Мы никогда бы не знали, что такое помидоры, огурцы, арбузы и дыни. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, как будто развешивают объявления:

«Дорогие шмели! Здесь вы найдете вкусный и свежий нектар. Кушайте на здоровье, а по дороге прихватите немножко пыльцы для других цветов».

Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят насекомых вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их. Ведь только после того, как насекомое на своих лапках принесет пыльцу с одного цветка на другой, на этом цветке начинает созревать плод с семенами.

Послушайте стихотворение «Шмель».

Шмель

В лесу цветок растет,
Шмелей к себе зовет:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли.
Гуще меда нету,
Чем с лесного цвета!»

А опылители шмели отменные. Обитатели одного шмелиного гнезда обрабатывают за лето миллионы цветков. Это очень много! Пчелы тоже опыляют цветы, собирают с них пыльцу и нектар. Но шмель крупнее пчелы и своим длинным хоботком забирается туда, куда пчелам с их маленьким хоботком не добраться. Ценно и то, что летают шмели тогда, когда всем остальные насекомые отказываются это делать: в холода, при сильном ветре, тумане.

А скорость полета шмелей просто поразительна. Шмели не только быстро летают, они еще умеют мгновенно менять направление полета. Давайте попробуем полетать как шмели. Выходите на коврик. (Бег детей со сменой направления).

А сейчас посидите и послушайте как представил себе полет шмеля композитор Римский-Корсаков. (Воспроизведение аудиозаписи "Полета шмеля"). Понравилась ли вам эта музыка? Что вы представляли, когда ее слушали? (Ответы детей).

Проработав весь день, шмели ночуют где попало, но чаще всего на цветках или внутри цветков. Ведь в шмелином доме тесно, места едва матке с малышней хватает, так чего уж их теснить. Про это даже шутливую песенку придумали: «Эх, ж-ж-жизнь… Нет у меня, шмеля, ж-жилья. И пож-жалеть меня некому!». Послушайте еще раз эту песенку и постарайтесь запомнить. (Повтор). А теперь попробуем вместе спеть эту песенку. (Дети повторяют песенку).

Продолжим работу на листочке. Обведите шариковой ручкой нарисованного шмеля и его путь к цветку, обозначенный пунктирной линией. Раскрасьте рисунок. (Работа детей).

Шмелиный мед очень вкусен, но может вызвать сильную головную боль, так как шмели иногда собирают мед и с ядовитых растений.

Свои гнезда шмели защищают очень самоотверженно и свирепо кусаются. Как вы понимаете слово «самоотверженно»? (Ответы детей). Отважно, не жалея себя. Боль от укуса держится долго, и если укусов много, они могут вызвать серьезное отравление.

Кого же кусают шмели? Кто их враги? Это птицы: синицы, кукушки, стрижи, прожорливая золотистая щурка. Иногда на гнезда шмелей покушаются охотящиеся за медом белки, мыши, каменная куница.

Много шмелиных гнезд затаптывают люди и скот. Назовите известных вам представителей домашнего скота. (Ответы детей).
Это коровы, овцы, козы, кони. В последние годы шмелей стало меньше, чем раньше. Некоторые виды шмелей попали даже в Красную Книгу. Что это значит? (Ответы детей). Значит этих шмелей осталось так мало, что они нуждаются в защите, а иначе могут совсем исчезнуть. А если исчезнут шмели, вслед за ними исчезнут цветы, которые они опыляют, исчезнут птицы, которые питаются шмелями. Ведь в природе все крепко-накрепко связано.

Мы с вами можем и должны оберегать насекомых. А вы постарайтесь узнать о них как можно больше и не только из книг и рассказов взрослых, а еще и из своих собственных наблюдений.

Вопросы:

1. Почему так важно сохранить каждый объект природы?
2. Зачем цветам нужны насекомые?
3. Что такое «опыление»?
4. Чем хороши шмели как опылители?
5. В чем особенность шмелиного меда?
6. Как шмели защищают свои гнезда?
7. Чем опасны шмелиные укусы?
8. Кто является врагами шмелей?
9. Какой вред наносят шмелям люди?
10. Осенью все шмели погибают, а кто остается зимовать?
11. Кого называют маткой?
12. Как устроено гнездо шмелей?
13. Как появляются на свет шмелиные детки?
14. Где ночуют шмели?
15. Как летают шмели?

Скачать конспект занятия «Шмель»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...