Стрекоза, конспект занятия по ознакомлению с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема «Стрекоза»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели занятия:

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы. Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко. Учить детей понимать образные выражения и сравнения. Словарь: хищник, гигантский. Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала. Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.

Оборудование:

Картинки с изображением стрекозы, пластилин, дощечки, семена ясеня, сосновые хвоинки.

Стрекоза фото

Стрекоза

Стрекозы фото

Стрекозы

Ход занятия:

– Взгляните на эту картинку и узнаете о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии. О стрекозе.
Охотятся стрекозы в воздухе: летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В них-то и попадают незадачливые жертвы.

За час стрекоза может съесть 40 комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз что помельче и послабее.
Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый.

– А что значит «хищник»? Хищник – тот, кто поедает других животных.

А глаза у стрекозы всем глазам глаза. Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.

За прожорство как только не зовут стрекоз – «летающие акулы», «воздушные пираты». - Как вы думаете, почему?

Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.
Самих стрекоз поедают птицы, а личинки стрекоз – неплохой корм для рыб. Потому что самка – стрекоза-мама – пролетая над водоемом, роняет яйца в воду. Из яиц вылупляются личинки и живут на дне под водой. Поджидают добычу в засаде. Потом подрастают личинки, выползают на берег, распрямляют крылья, и вот уже летит стрекоза. Но живет стрекоза недолго – 1,5-2 месяца.

В холода и непогоду стрекозы, как и многие насекомые, как-бы замирают, сидят вялые где-нибудь в укромных местах. Не нравится им и когда слишком жарко.

Стрекозы летают с огромной скоростью – могут самолет обогнать. За это их называют «небесными коньками» и «чертовыми иглами». Еще стрекозы могут в полете совершенно внезапно повернуть в нужную сторону, «включить» задний ход, сделать петлю или зигзаг, взлететь вертикально вверх как вертолет или резко опуститься вниз.

– Давайте руками покажем, как могут летать стрекозы. (Дети по образцу воспитателя и словесной инструкции выполняют руками в воздухе повороты, петли, зигзаги, «вертикальный взлет», «пике»).
В древние времена на нашей планете жили гигантские стрекозы.

– Как вы понимаете слово «гигантский»? Очень большой, огромный, от слова «гигант» – великан.

Крылья у этих стрекоз были такого размера, как у меня руки. (Воспитатель разводит руки в стороны).

У разных народов есть свои приметы и легенды, связанные со стрекозами. Японцы считают, что стрекоз нельзя убивать, так как их появление предвещает победу в войне. А в Америке стрекоз называли «змеиными слугами», потому что считалось, что стрекозы предупреждают змей об опасности и добыче. Если кто убьет стрекозу, тому змея отомстит.

Но мы-то с вами знаем, что нельзя убивать стрекоз не поэтому, а потому, что они живые существа, и поедают огромное количество кусачих насекомых.

– А сейчас давайте вылепим стрекозу из пластилина. Стрекоза – это насекомое. А у каждого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко. Разделите кусочек пластилина пополам. Из одной половинки скатаем «колбаску» потолще – это будет грудь стрекозы. Оставшийся кусок пластилина еще раз разделим на две равные части. Из одной сделаем шарик – голову стрекозы, а из другой «колбаску» потоньше – брюшко. Соедините все части вместе (голова, грудь, брюшко) и загните брюшко кверху у самого кончика.

– Чего не хватает нашей стрекозе? Крылья мы сделаем из семян ясеня, собранных вами на прогулке. У стрекозы две пары крыльев, по два крыла с каждой стороны. Сколько всего крыльев у стрекозы? Четыре. На голове у стрекозы пара усиков. Пара – это сколько? Два. Сделаем усики из сосновых хвоинок. Осталось приделать лапки. У всех насекомых по 6 лапок: 3 с одной стороны и 3 с другой. Обратите внимание, что лапки мы прикрепляем к груди стрекозы, а не к брюшку. Лапки мы тоже сделаем из сосновых хвоинок.

– А сейчас, стрекозы, летите и садитесь на эту ветку. (Дети несут свои изделия и прикрепляют их к ветке; воспитатель дает оценку работам: «Твоя стрекоза как живая», «Ну совсем как настоящая»).

Вопросы:

1. Как стрекозы охотятся? Чем питаются?
2. Что необычного в глазах стрекозы?
3. Как называют стрекоз?
4. Как растут стрекозы?
5. Как умеют летать стрекозы?
6. Какие стрекозы жили на нашей планете в древности?
7. Какие новые слова вы сегодня узнали?
8. Какие приметы и легенды о стрекозах есть у разных народов?

Вне занятия:

Наблюдение за стрекозой на прогулке.

Загадка о стрекозе

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?...
(Стрекоза)

Скачать конспект занятия «Стрекоза»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...