Занятие 49. «Буква Ч»

Конспект занятия 49, тема: «Буква Ч»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Рабочие листы к занятию:

Рабочий лист к занятию 6-49, первая сторона



Рабочий лист к занятию 6-49, вторая сторона

План занятия:

Повторение буквы и звука Ч
Рабочий лист: «Учимся писать букву Ч»
Рабочий лист: «Место звука в слове»
Рабочий лист: «Словосочетания и картинки»
Рабочий лист: «Слоги и ударение»
Рабочий лист: «Прочитай слова»
Рабочий лист: «Звуковой анализ»

Динамическая пауза

Рабочий лист: «Одинаковые слова»
Рабочий лист: «Задача»
Рабочий лист: «Многозначность слова»

Гимнастика для глаз

Рабочий лист: «Примеры»
Рабочий лист: «Сравни»
Рабочий лист: «Пропущенные цифры»
Рабочий лист: «Обведи»

Оборудование:

Рабочие листы.
Пеналы.
Картинки для гимнастики для глаз: буква Ч, песочные часы, наручные часы, настенные часы, напольные часы, будильник.

Повторение буквы и звука Ч

С какой буквой мы недавно познакомились? (Показ).
Это буква Ч — букву мы видим и пишем, а то, что мы произносим и слышим — это …? Говорим и слышим мы звук.

Поиграем в «Поймай звук»: приготовьте ладошки и хлопайте каждый раз, когда услышите звук Ч.

Чёрный чай из чистой чашки,
Пьёт частенько Черепашка.
Дружит очень с Червячком,
Угощает чесночком. (Д. Смайлз)

А какой звук Ч, гласный или согласный? Почему? Звук Ч — согласный, ведь когда мы его произносим, есть препятствия для звука, зубы сомкнуты.

Мы выяснили, что Ч — согласный звук. А какой он согласный, звонкий или глухой?
Это можно выяснить двумя способами.
Зажмите уши ладошками и вполголоса произнесите звук. Звонкий звук зазвучит, а глухой звук услышим как шум. Или можно приложить ладонь к горлу и произнести звук. От звонкого звука почувствуете вибрацию, дрожание. От глухого звука ладонь ничего не почувствует.

Какой звук Ч? Глухой. У глухого согласного звука Ч нет парного звонкого согласного.

Согласный Ч — особенный звук. Он всегда мягкий.

Буквы Ч большая и маленькая пишутся одинаково. И, поскольку, звук Ч всегда мягкий, не будем букву Ч делить пополам и закрасим целиком зелёным цветом.

Рабочий лист: «Учимся писать букву Ч»

Посмотрите, как правильно писать букву Ч. (Показ). Начинайте писать с точки.

Рабочий лист: «Место звука в слове»

Нужно определить место звука С в слове. Звук может быть в начале слова, в конце или в середине слова.

Послушайте, как звучит слово «ключ», постарайтесь услышать в нём звук Ч и определить его место. (Если детям трудно услышать, можно говорить и вести пальцем по полосочке под картинкой. «Стукните пальчиком в тот момент, когда услышите звук Ч и посмотрите, в какой части полоски вы стукнули - начале, в конце или в середине»).
В слове «ключ» в каком месте находится звук Ч? В конце слова. Напишите букву Ч в конце полоски под картинкой «ключ».

Рабочий лист: «Словосочетание и картинки»

Читаем словосочетания:

Коричневый мяч
Солнечные очки
Чёрный чемодан
Чистая чашка
Горячий калач

Для каждого словосочетания нужно подобрать картинку. Первое словосочетание — «коричневый мяч». Проведите линию от этого словосочетания к подходящей к нему картинке. (Аналогично с другими словами и картинками).

Одна картинка осталась без словосочетания. Придумайте словосочетание к этой картинке. Часы эти носят на чём? На руке. Значит, это наручные часы. Нужно самим записать: Наручные часы.

Рабочий лист: «Слоги и ударение»

Прочитайте слова: КАЧЕЛИ, МОЧАЛКА, ОБРУЧ.

Возьмите карандаш красного цвета и обведите в словах те буквы, которые обозначают гласные звуки.
Какие буквы обведём в слове КАЧЕЛИ? А, Е, И.
Какие буквы обведём в слове МОЧАЛКА? О, А, А.
Какие буквы обведём в слове ОБРУЧ? О, У.

Сосчитаем слоги в словах. Количество гласных в слове подскажет нам количество слогов в слове. Сколько в слове гласных — столько и слогов.

В слове КАЧЕЛИ гласных сколько? Три. Сколько слогов в этом слове? Три слога. Приклейте ладошку снизу к подбородку и громко пропойте слово. Нам нужно услышать первый слог, чтобы отделит его линией от второго. КА-ЧЕ-ЛИ. А теперь отделим второй слог ЧЕ от последнего третьего слога ЛИ.

Произнесите слово «качЕли» и определите, на какой из гласных мы ударяем голосом. На Е. Поставим значок ударения над буквой Е. В этом слове второй слог ударный.
(Аналогично с третьим со словами «мочалка» и «обруч»).

Рабочий лист: «Прочитай слова»

В словах, которые мы сейчас прочитаем первые слоги разные, а вот конец — второй слог у всех слов одинаковый — ЧКА.

Прочитайте слова: ТАЧКА, РЕЧКА, ПЕЧКА, БОЧКА, ВНУЧКА.

Рабочий лист: «Звуковой анализ»

Приготовьте карандаши для звукового анализа: красный — для гласных звуков, синий — для твёрдых согласных зелёный — для мягких согласных.

Прочитаем слово: СВЕЧА.

Какой первый звук в слове «свеча»? Звук С. Это звук гласный, или согласный? Согласный. Почему, докажите?
Потому что, когда мы произносим С, есть препятствие для звука. Каким цветом закрасим окошко звука С? Синим цветом мы обозначаем твёрдость звука.

Что скажете про следующий звук в слове «свеча»? Назовите его? К. Какой это звук? В. Послушайте, как он звучит в слове — «свеча». Это звук гласный, или согласный? Согласный. Почему, докажите? Потому что, когда мы произносим В, есть препятствие. Твёрдо (произносим звук в твёрдой позиции) или (произносим звук в мягкой позиции) мягко звучит В в слове «свеча»? Мягко. Каким карандашом закрасим окошко звука В? Зелёным цветом мы обозначаем мягкость звука. А кто смягчил его? Звук Е.

Какой следующий звук в слове «свеча»? Звук Е. Каким цветом закрасим его окошко? Красным. Почему? Потому что, этот звук гласный, мы произносим его голосом и нет никаких препятствий.

Какой следующий звук в слове «свеча»? Звук Ч. Это звук гласный, или согласный? Согласный. Почему, докажите? Потому что, когда мы произносим Ч, есть препятствие для звука. Каким цветом закрасим окошко звука Ч? Зелёным цветом мы обозначаем мягкость звука, а Ч — всегда мягкий согласный.

Какой последний звук в слове «свеча»? Звук А. Каким цветом закрасим его окошко? Красным. Почему? Потому что, этот звук гласный, мы произносим его голосом и нет никаких препятствий.

Динамическая пауза

Рабочий лист: «Одинаковые слова»

Прочитайте слова в первом столбике.

МОЛЧУ
КРИЧУ
СТУЧУ
ЛЕЧУ

Во втором столбике эти же слова. Нам нужно соединить одинаковые слова. От слова «молчу» в первом столбике проведите линию к точно такому же слову «молчу» во втором столбике. (Аналогично с другими словами).

Рабочий лист: «Задача»

Задача состоит из условия, в котором рассказывается, что было и что стало. За условием обязательно следует вопрос, который спрашивает, что же нужно узнать. Потом идёт решение — это пример. И в самом конце — ответ. Нам нужно самим составить условие задачи, задать вопрос, записать решение и дать ответ.

Картинка поможет нам составить задачу. Что мы видим на картинке? 6 красных флажков и 5 жёлтых флажков.

Итак, условие задачи: «Было 6 красных и 5 жёлтых флажков».
Теперь зададим вопрос. Мы знаем, сколько было красных флажков, сколько было жёлтых флажков, а что же мы хотим узнать? Сколько всего флажков?

Запишем решение. Сколько красных флажков? 6 — записываем. Какой знак понадобиться, «плюс» или «минус». Плюс. Ведь нам нужно узнать сколько всего флажков. Запишите знак «плюс». Сколько было жёлтых флажков? 5 — записываем после знака «плюс». 6+5=...? Сколько? 11. Запишите знак «равно» и цифру 11.

Скажите ответ. Напомню,что вопрос звучал: «Сколько всего флажков?»
Ответ: «Всего 11 флажков». (Если дети отвечают просто «11», нужно уточнить, чего именно?)

Рабочий лист: «Многозначность слова»

Назовите, что нарисовано на картинках: ручка, ручка (если дети говорят рука, спросить «как сказать ласково»), ручка.

Одним и тем же словом могут называться разные предметы. Шариковая ручка, которой пишут. Ручка — часть тела человека. Дверная ручка, за которую мы берёмся, чтобы открыть или закрыть дверь.
Обведите слово РУЧКА.

Гимнастика для глаз

Найдите глазками букву Ч, песочные часы, наручные часы, настенные часы, напольные часы, будильник.

Рабочий лист: «Примеры»

Решите примеры:

11-1=10     11-10=1
12-2=10     12-10=2
13-3=10     13-10=3
14-4=10     14-10=4
15-5=10     15-10=5

Рабочий лист: «Сравни»

Нужно расставит знаки «больше», «меньше» или «равно». 11 больше, меньше или равно 12. 11 меньше, чем 12. Напишите знак «меньше» — закрытый клювик. (Далее аналогично).

Рабочий лист: «Пропущенные цифры»

Определите, какие числа пропущены и запишите в пустые окошки. Обратите внимание, что счёт начинается не с единицы, а с четвёрки.

Рабочий лист: «Обведи»

Обведите и продолжите писать сами.

.................................................................................................

Данное занятие представлено в качестве образца. Для приобретения полного курса из 83-х таких занятий обращайтесь:

Почта: vadned@yandex.ru

Вайбер: +7 (978) 863-54-55

Ватсап: +7 (978) 863-54-56

ВКонтакте