Педагогическое планирование воспитательно-образовательного процесса в современных условиях

Методическая разработка «Педагогическое планирование воспитательно-образовательного процесса в современных условиях»

Автор: Полухина Светлана Анатольевна, воспитатель высшей категории, МКДОУ № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей. Городской округ Верхняя Пышма.

Представляю свою систему планирования образовательного процесса.
Рабочая программа основной элемент планирования. Это нормативно-управленческий документ, он характеризует систему образовательной деятельности педагога. Коротко, из чего она состоит.

Первый раздел

1. Пояснительная записка. В ней указана, что программа разработана на основе действующих законов и нормативных документов, в том числе Федеральных государственных требований по реализации основной общеобразовательной программы и САнПиН.
Осуществляется в соответствии с культурно-историческим и деятельностным подходами, направлена на укрепление физического и психического здоровья воспитанников их всестороннее развитие.
Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; в соответствии с возрастными возможностями и особенностями моих детей, с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования; принципа регионализма.
Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:
1. совместную деятельность взрослого и детей.
2. самостоятельную деятельность детей;
Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста.

Второй раздел

2. «Возрастные особенности детей 2 младшей группы».
Этот раздел составлен по алгоритму:
1. Количество детей в группе; возраст детей.
2. Состояние здоровья: сколько здоровых, сколько с патологиями, группы здоровья: сколько с 1 группой, со 2, с третьей.
Далее следует характеристика успехов детей по всем четырём направлениям. Дополнение: в направлении физического развития отражается и сформированность культурно-гигиенических навыков, проявление аккуратности детей; в направлении социально – личностного развития описывается владение игровой деятельностью (навыками игрового общения), трудовой деятельностью (навыки самообслуживания – самостоятельность в решении бытовых задач).
Состояние речевого развития, познавательных (сенсорно-моторных) способностей, конструктивной деятельности описывается в соответствии с направлением познавательно речевого развития, а развитость продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка), художественных и музыкально-ритмических способностей в направлении художественно-эстетического развития детей.
Для чего эта характеристика? Она пишется в начале года, в конце сравниваются все показатели и сразу видно, что изменилось за год. Это, во-первых, во-вторых – описывая особенности своих детей, вы сразу можете наметить пути взаимодействия с детьми в течение года. Эта характеристика поможет осмыслить ваши действия.

Третий раздел

3. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
3.1 Организационные условия жизнедеятельности.
Здесь прописана, какая развивающая среда в нашей группе, на каких принципах она базируется, осуществляя разностороннее развитие детей.
3.2 Организация режима пребывания детей младшего возраста в детском саду.
Сюда входит планирование распорядка дня с учетом распределения совместной и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, что позволяет педагогу избежать заорганизованности образовательного процесса и обеспечить право ребенка на самостоятельную деятельность.
В распорядке дня самостоятельной деятельности детей в разных режимных моментах отводится 3 часа 50 минут, непосредственно организованной деятельности – 50 минут, совместной деятельности в режимных моментах - 2 часа 30 мин.

Четвёртый раздел

4. «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»).
Данный раздел включает характеристику педагогического процесса по всем образовательным областям по данному возрасту и применительно к детям младшей группы №4.
Это самый объёмный раздел рабочей программы. Характеристика составляется, опираясь на образовательную программу детского сада и программу, которую детский сад реализует. Мы работаем по программе «Детство», следовательно, и характеристика составлена с учётом этой программы развития детей дошкольного возраста.
4.1 Циклограмма образовательной деятельности в группе младшего возраста. Циклограмма образовательной деятельности составлена с учетом равнодолевого соотношения основных направлений развития ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. На каждый режимный момент расписано 7-8 разных видов деятельности. На одну неделю берётся 3-4 вида, наследующую неделю оставшиеся виды деятельности.
4.2. Каталог методической картотеки.
Также идёт приложением к программе, как и циклограмма. Здесь расписаны названия и указан номер всех карточек картотеки. Что удобно при составлении плана.
4.3 Комплексно – тематический план организации образовательного процесса в группе младшего возраста.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения положен примерный календарь праздников, который обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Комплексно-тематический план построен в виде таблицы с колонками: тематика содержания, задачи, виды деятельности, формы организации совместной взросло-детской деятельности. Коротко о каждой.
Темы: берутся из федеральных и международных праздников наиболее значимых для воспитания детей, праздники регионального значения и праздники детского сада. Например, вы планируете на год 10 тем. Из них 2 темы должны быть местного, регионального значения: день рождения детского сада, день города и т.п. Можно взять и такие темы как «Народная игрушка» - знакомство с народно-прикладным творчеством. Какие темы для вас наиболее значимы, можно определить совместно на совете педагогов.
Задачи: прописываются по образовательным областям и выносятся перед планом. В таблицу заносятся только конкретизированные задачи к определённой форме организации взросло-детской деятельности. Например: Непосредственно образовательная деятельность (НОД) раздел Познание – речевое развитие. В первой колонке пишется основная тема, несколько подтем раскрывающих её и указывается время реализации. Например, основная тема «Новый год» время обозначим декабрь. Здесь могут быть три - четыре темы по одной на каждую неделю.
Тут простор вашей фантазии и творчеству, чем старше дети, тем интересней могут быть темы. Это может быть история возникновения данного праздника, народные традиции или семейные традиции. Самая длинная ночь в году, и т.д. В конце работы над каждой из тем обязательно должен быть какой-то итог: развлечение, досуг, праздник. Во второй колонке задачи к каждой части непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, взаимодействию с родителями и самостоятельной деятельности детей.
Третья колонка включает в себя виды детской деятельности: игровая, познавательно-речевая, двигательная, интегрированная, коммуникативная и т.п. Так как у нас деятельностный подход к организации педагогического процесса.
В последней колонке мы продумываем и прописываем все формы организации взросло-детской деятельности, все методы и приёмы. Чтобы планируя, не перегрузить одно направление или не выпустить что-либо из другого направления развития детей, нам и необходима циклограмма деятельности младших дошкольников.
4.4 План взаимодействия с родителями.
Цель данного подраздела: организация взаимодействия и сотрудничества в системе «Педагог-воспитанник-родитель». В нём описывается, какие формы и методы взаимодействия мы с родителями запланировали на этот год. На первом собрании были обозначены 30 тем, наиболее актуальных для данного возраста и предложены выбрать те, которые родителей интересуют больше всего. Четыре темы, набравшие больше всего голосов стали темами собраний. Остальные десять выбранных тем мы распределили в виде консультаций, практикумов, семинаров, бесед, памяток, фоторепортажей.

Пятый раздел

5. «Планируемые результаты освоения Программы»
То есть, что конкретно получу в конце года. Представлю три параметра из раздела. Ребёнок группы младшей группы №4 в конце года будет:
1. Ребенок психически и физически здоров, самостоятелен в самообслуживании, умеет пользоваться ложкой и вилкой.
2. Ребенок способен сосредоточенно работать в течение 10 минут, способен строить свою деятельность в соответствии с чёткой, краткой инструкцией взрослого.
3. В играх самостоятельно воспроизводит цепочку взаимосвязанных игровых действий.
В ФГТ пункте 3.5. задаются ориентиры планируемых результатов к концу подготовительной группы, т.е. итоговый результат. Нам нужен промежуточный.
Смотрим в программе «Детство», чему мы должны научить детей данного возраста к концу года. И выбираем идеал ребёнка к концу года. То есть тот результат, к которому надо стремиться. Но если с умениями и навыками более или менее понятно, то как быть с личностными качествами, которые задаются законе об образовании? Что такое качества личности? Любознательность, инициативность, целеустремлённость и т.п. Соответственно описываем развитие данных интегративных качеств воспитанников своей группы.

Шестой раздел

6.«Мониторинг освоения Программы»
Данный раздел тесно связан с предыдущим.
Цель: обеспечить мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программ, комплексный подход к оценке промежуточных результатов освоения Программы. Здесь же прописаны методы сбора информации. Наметившиеся недостатки в параметрах развития корректируются. Для чего разрабатывается коррекционный план для конкретного ребёнка. Коррекционный, но это не значит, что это логопедическая коррекция. В каждой группе есть особые дети, которые нуждаются в особом обучении. Мой коррекционный план это скорей индивидуальный план образования этих двух особых детей.

Седьмой раздел

7. «Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий»
Здесь перечисляется в алфавитном порядке вся используемая методическая литература по образовательным областям.
Такова структура моей рабочей программы. Единого алгоритма разработки рабочей программы пока нет. В ФГТ рекомендуют обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. К обязательной части относится пояснительная записка. Я свою программу составила, опираясь и на рекомендации курсов повышения квалификации Института Развития Образования.
Годовой план. Что это такое и зачем он нужен? В проекте Федеральных государственных требований к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в шестом разделе пункт 6.2. говорится: К обязательной документации образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, относится: целый ряд документов, и в частности годовые планы воспитательно-образовательной работы педагогов.
Если о рабочей программе педагога ДОУ ни в одном нормативно-правовом документе не говорится, пока, во всяком случае, то годовой план должен быть к началу учебного года у каждого педагога. Это наш нормативный документ.
Комплексно-тематическое планирование позволяет осветить все стороны педагогического процесса, учесть связь между деятельностью и специалистами, подготовить необходимый материал к началу учебного года. Продумать и четко, ясно видеть, что ты будешь делать в учебном году, что сможешь достигнуть к концу года.
Комплексно-тематическое планирование даёт свободу выбора не только форм и методов работы с детьми, но и простор творчеству.
Ежедневный план я совсем не пишу. А использую комплексно-тематический план, подбираю игры и карточки из методической картотеки на конкретный день недели и складываю карточки в папочку-кармашек. Занимает ровно 10-15 минут.

Примерные темы методической картотеки:

Физо – утренняя гимнастика, ленивая гимнастика, физминутки, пальчиковые игры, игры со счётными палочками, релаксация, массаж. Прогулки, наблюдения, игры-эксперименты, экологические игры и т.д.
Развитие речи – артикуляционная гимнастика, чистоговорки, потешки, скороговорки, стихи по временам года и к занятиям, загадки, словесные игры, игры на развитие психических процессов, коммуникативные игры и т.д.

Алгоритм «Возрастные особенности детей»

Количество детей (девочек, мальчиков), медицинская характеристика. Показатели нервно-психического развития. Характеристика всех четырёх направлений развития детей группы.

Ежедневный план (алгоритм)

Неделя из годового плана. Циклограмма деятельности. Методическая картотека. Распорядок дня.
Алгоритм годового плана педагога.
Выбор темы. Определение сроков. Распределение методов и приёмов работы по формам организации взросло-детской деятельности. Постановка задач и определение видов деятельности.

Примерные темы:

Осень – художница. День дошкольного работника. Народная игрушка; Новый год. Зима – Затейница. День семьи. Весна – Красна. День Авиации и Космонавтики. День Победы. Здравствуй Лето Золотое.

Виды деятельности:

Игровая. Интегративная. Двигательная. Познавательно-речевая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Продуктивная. Музыкально-художественная. Трудовая. Чтение художественной литературы.

Распорядок дня:

(с примерным распределением времени на самостоятельную и совместную деятельность детей)

Содержание

Форма организации

Время

Длит., мин,час

1

Прием детей в детский сад

Игры

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

7.30 - 8.00

30 мин

10 мин

2

Утренняя гимнастика

НОД

8.00 - 8.05

5 мин

3

Подготовка к завтраку (гигиенические процедуры)

Завтрак

Совместная деятельность

8.00 - 8. 10

8.10 - 8.40

10 мин

4

Игры

Самостоятельная деятельность

8.40 - 9. 00

20 мин

5

ООД

НОД

Самостоятельная деятельность

9.00 - 9.20

9.30 - 9.50

40 мин

10 мин

6

Подготовка к прогулке

Совместная деятельность

9.50 - 10.10

10 мин

7

Прогулка

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

10.10 - 12.00

50 мин

60 мин

8

Возвращение с прогулки, игры

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

12.00 - 12.20

10 мин

10 мин

9

Подготовка к обеду

Обед

Совместная деятельность

12.20 - 12.50

10 мин

10

Подготовка ко сну

Сон

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

12.50 - 15.00

10 мин

5 мин

11

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

15.00 - 15.25

20 мин

5 мин

12

Подготовка к полднику, полдник

Совместная деятельность

15.25 - 15.50

5 мин

13

Игры

Самостоятельная деятельность

15.50 - 16.20

30 мин

 

Чтение художественной литературы

НОД

16.20 - 16.35

15 мин

14

Подготовка к прогулке

Прогулка

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

16.35 - 17.30

25 мин

30 мин

15

Возвращение с прогулки

Игры

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность / Взаимодействие с родителями

17.30 - 18.00

30 мин

30 мин

В представленном распорядке дня самостоятельной деятельности детей в разных режимных моментах отводится 3 часа 50 минут, непосредственно организованной деятельности – 50 минут, совместной деятельности в режимных моментах - 2 часа 30 мин.

Педагогическое планирование воспитательно-образовательного процесса в современных условиях

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...