План занятий по развитию речи в подготовительной группе, по Васильевой (осень)

Перспективный план занятий по развитию речи в подготовительной группе по М. А. Васильевой, В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой - часть первая (осенний период)

Сентябрь

Занятие 1

Скоро в школу.

Цели:

Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».
Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».
Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение».
Развивать фонематический слух.
Воспитывать интерес к слову.

Занятие 2

Дети идут в школу (сюжетный рассказ).

Цели:

Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу».
Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение».
Учить: - составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении; - членить слова на слоги.
Познакомить со слоговым составом слова.

Занятие 3

К. Ушинский «Четыре желания».

Цели:

Продолжать учить пересказывать текст точно, выразительно, последовательно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»).
Развивать связную речь детей.

Занятие 4

Явления природы (рассказ по предметным картинам).

Цели:

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам.
Учить: - сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; - подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.
Дать понятие об ударном слоге.
Закреплять умение определять место ударения в словах.

Октябрь

Занятие 5

Осень, осень, в гости просим.

Цели:

Учить: - составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;
- узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;
- понимать и использовать слова в переносном значении. Продолжать учитьразличать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, определять род предмета.
Развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Занятие 6

В. Бианки. «Купание медвежат»

Цели:

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»).
Учить: - объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте;
- подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова.
Активизировать словарь: визг, треск, скрип, шорох, жужжание, хруст, звон.
Продолжать учить дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», придумывать предложение из 2 слов.

Занятие 7

Золотая осень (рассказ по картине-пейзажу)

Цели:

Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки.
Формировать умениепроникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.
Продолжать учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком.
Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух.

Ноябрь

Занятие 8

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цели:

Закреплять:
- умение участвовать в драматизации сказки (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»); - знание детей о сложных словах; - умение составлять сложные слова; - знание о гласных звуках.
Продолжать знакомить с понятием «предложение».
Учить: - определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове, называть ударный звук; - составлять предложение, опираясь на слово, предложенное воспитателем.

Занятие 9

Моя семья.

Цели:

Учить: - составлять рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера;
- придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом.
Расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи.

Занятие 10

Мой первый день в детском саду.

Цели:

Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду».
Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Закреплять знание о месте звука в слове.
Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы).
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета.

Занятие 11

Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине).

Цели:

Учить:
- составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»;
- отвечать на поисковые вопросы воспитателя;
- выделять согласные звуки и определять глухость или звонкость этих звуков. Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее. Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука.

Занятие 12

Сказка «Как ежик выручил зайца».

Цели:

Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.
Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов. Упражнять:
- в понимании многозначных слов; - в проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания. Закреплять умение определять род существительных, твердость (мягкость), звонкость (глухость) первого звука в слове.

Перспективный план занятий по развитию речи в подготовительной группе по Васильевой, Гербовой и Комаровой - часть 1 (осень)

Обо всём на свете:

В наши земли картофель в был завезен довольно поздно, в самом начале 18-го века, когда вся Европа уже давно употребляла этот продукт. Первые клубни привёз из-за границы известный новатор Петр I, которому по душе пришлись различные блюда ...

Читать дальше...