Образовательный проект «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка»

Образовательный проект «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка»

Автор проекта: Быкова Ольга Ивановна, д/с «Золотое зернышко», с.Нежинка, Оренбургской обл.

Структура образовательного проекта

I. Пояснительная записка:

1) Паспорт проекта:
Сведения об учащихся, на которых рассчитаны представляемые материалы;
Объем в часах, продолжительность курса;
Сведения об апробации проекта (где, как долго апробировался курс, система и т.п.).
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
3) Цель и задачи проекта.
4) Ожидаемые педагогические результаты.

II. Теоретическое обоснование проекта

1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта.
2) Основные принципы, лежащие в основе проекта.
3) Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся, на обучение которых направлен данный проект (в контексте заявленной проблемы).

III. Методический модуль (на примере изучения конкретных разделов, тем в объеме не менее 20 ч)

1) Описание методики (технологии) преподавания (методы, приемы, формы, средства обучения).
2) Дифференциация, индивидуализация обучения. Дополнительные задания (коррекционно-развивающего, развивающего и продвинутого характера).

IV. Модуль результативности

1) Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный и письменный опрос, тестирование, контрольные срезы, зачеты, семинары, экзамены и т.д.).
2) Анализ результатов работы (за последние 3 года) по теме проекта. Оценка уровня усвоения материала учащимися: Соответствует стандарту;
Выше стандарта (углубление, расширение, дополнение и др.).

V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

I. 1. Пояснительная записка:

1) Паспорт проекта:

- данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовый детский сад;
- говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. И миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, и как результат – создание новой формы своего дошкольного учреждения – педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей;
- образовательный проект был создан на основе программы для родителей и воспитателе по формированию здоровья и развития детей 6-7 лет года жизни «Из детства – в отрочество». Ее цель – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к школе. Программа из «Из детства – в отрочество» разрабатывалась целым авторским коллективом: Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик, З.А. Гриценко, Е.А. Дубровская, Т.И. Ерофеева, В.А. Недоспасова, Н.В. Полтавцева и с 1996 года опробована в ДОУ г. Москвы, Новоуральска, Нефтекамска, Пензы, Курска, Твери и области, Тюмени, Ханты-Мансийского национального округа и др. Следует заметить, что претворяли программу в жизнь в трудных социально-экономических условиях. В нашем д/с «Золотое зернышко» проект опробовался 2 года и тоже показал высокую эффективность взаимодействия семьи с образовательным учреждением.

2) Актуальность проекта.

«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
А.С. Макаренко.

Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.

Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Для такой семьи и наш педвсеобуч, видимо, не был так необходим. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения (дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно), как правило, это семья с одним ребенком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная. Как утверждает статистика, в нашей области более 55% семей имеют лишь одного ребенка. Плохо это или хорошо? Если учесть, что в таких семьях нет ни бабушки, ни дедушки, то такие семьи, где ребенок рождается, делает первые шаги, учится говорить, познавать окружающий мир предметов, явлений, человеческих отношений, начинают терять главное – роль воспитательного коллектива, когда «нет ни братьев, ни сестер, ни общих радостей, ни переживаний, обыкновенного соседства нет», - без этого, как утверждает А.С. Макаренко, нет ни воспитания, ни счастья.

Обоснование необходимости педагогической поддержки семьи.
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

- разрушены нравственные представления о браке и семье;
- утрачено традиционное восприятие родительства и детства;
- деформирована сфера семейного воспитания;
- как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;
- система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи;
- современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.

Что значит быть сегодня ребенком?

- Семья легко может распасться из-за развода родителей.
- Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми.
- Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду, …
- Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации.
- Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается.
- На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.

3) Цель и задачи проекта

В совместной работе с родителями я ставлю перед собой следующие цели: воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Исходя их этих целей вытекают задачи, основанные на принципах педагогики сотрудничества, сотворчества, соблюдения принципа конфиденциальности, доброжелательности и безоценочности защиты прав и интересов ребенка, на уверенности в возможности и способности каждого ребенка, через эмпатическое понимание детей. Способствуя развитию личности ребенка и глубоко понимая, что главная роль отводится родителя, я ставлю перед собой следующие задачи:

- поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения);
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
- побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей;
- рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье;
- коррекция семейного воспитания;
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование;
- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе.

Удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.

4) Ожидаемые педагогические результаты

Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни д/с родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.
Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им:
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья дает крылья и корни» - семья, которая воспитывает удачливых, дает».
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.
- понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы.
Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», - писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.

Итог: сформирована активная педагогическая позиция родителей, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения каждого ребенка:
Социальное развитие ребенка – отношение к окружающему миру взрослых и сверстников, способность понять эмоциональное состояние других, проявление сочувствия, владение способами динамического общения, эмоционального благополучия; умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми.
Познавательное развитие – ориентировка в окружающем и становление картины мира, ориентировка во времени, пространстве. Ориентировки величины, формы, цвета. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Развитие способности к решению творческих проблем, становление умственной работоспособности, развитие сознания и произвольности, формирование общей и специальной готовности к школе:

- психические процессы: экологическое образование-осознание своего места в окружающем мире, навыки рационального природопользования; научное представление о живых организмах, в связи с окружающей средой; навыки экологической грамотности и безопасного поведения, забота о своем здоровье и здоровье окружающих;
- элементарные математические представления;
- элементарные естественнонаучные представления: природа, эксперименты, экология, как наука;
- представление о человеке в истории и культуре: краеведение, история цивилизации, представление о техническом прогрессе, усвоение социальных правил поведения;
- конструирование.

Эстетическое развитие – развитие эстетического отношения к миру, приобщение к искусству, художественной деятельности, развитие специальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных).

Развитие речи и речевого общения:

- вербального и невербального общения;
- диалог, как основная форма общения;
- развитие звуковой культуры речи, связанной речи, грамматического строя речи.

Совсем скоро наши выпускники станут школьниками, но их уже волнуют мысли о самих себе, мальчики и девочки задумываются: «Какой я? Что во мне хорошего и что плохого? Что думают обо мне товарищи?». Приближается пора самовоспитания, когда важнейшей воспитательной силой станут воля и настойчивость ребят.

Каким он должен стать в будущем?

1. Целеустремленным.
Целеустремленность – главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.
2. Трудолюбивым.
Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков.
3. Мужественным.
Мужество – это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.
4. Требовательность к себе и самокритичность – это путь познания себя и условие самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе.
5. Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Без данного качества человек не способен ни на дружбу, ни на настоящую любовь.
6. Нетерпимость ко всем плохому в себе. Недостатки – мои злейшие враги.

II. Теоретическое обоснование проекта

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский.
1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта.

Может быть слова В.А. Сухомлинского актуальны в наше время как никогда прежде. Наша жизнь стала жестокой, нас окружает насилие, произвол, зло, эгоизм, ложи, а лучшие человеческие ценности – гуманизм, патриотизм и долг – осмеиваются. Но я считаю, что в какое бы время и в каком обществе мы не жили, нравственные ориентиры остаются одни – честность, справедливость, порядочность, трудолюбие и доброта.

«Не злато и серебро, а в жизни всех превыше
Ценилось в людях добро! Добро и очаг под крышей…»

Поэтому заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Успешное развитие задач воспитания и соблюдения правил ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семь в образовательном процессе.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Чтобы успешно выполнить указанные воспитательные функции, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из следующих основных ресурсных компонентов:
- материально-бытовых средств и условий воспитания;
- эмоционально-нравственного климата;
- семейных и национально-культурных традиций и обычаев, создающих семье статус «дома» детства; педагогической культуры родителей.
В контексте указанного статуса семьи становится очевидным получение дошкольным учреждением информации для решения управленческих задач:
- точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;
- понимания истоков и причин траектории развития личности дошкольника, в том числе и отклоняющегося развития;
- выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями в образовательном процессе.
В условиях демократизации образования, многовариативности его форм и содержания стали значимыми образовательные потребности семьи. Ныне она выступает как социальный заказчик разноуровневого, дифференцированного образования, источник целеполагания в программе развития ДОУ и деятельности конкретного педагога.
Детский сад, в свою очередь, стремится усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современных условиях дошкольное учреждение становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Основные направления современного дошкольного образования:

1. Социальное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Художественно-эстетическое развитие.
4. Физическое развитие.

Социальное развитие – одно из основополагающих и сложных направлений в работе с детьми. Оно, в конечном счете, определяет: сможет ли человек полноценно жить в обществе; или его личностные качества, его возможности останутся невостребованными в том же обществе. Социальное развитие осуществляется на «теоретическом» и «практическом» уровнях. Причем, социальное развитие индивидуума считается успешным лишь тогда, когда он освоил теорию и может применять ее в собственной практике.
Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия как: семья, трудовая деятельность, друзья (детский коллектив), правила поведения.
Формировать понять «семья» без участия членов семьи практически невозможно, потому что семья – это не перечень людей, которые по воли судьбы вошли в круг близких родственников. Семья – это, прежде всего, особые отношения, которые складываются между этими людьми. И именно эти отношения (глубокой любви и ответственности) делают семью крепкой. Об этих отношениях можно много рассказывать и говорить; но не подкрепленные практическим, реальным опытом, они так и останутся на «теоретическом» уровне.
Каждый член семьи должен сам «потрудиться» на поприще формирования личных взаимоотношений с ребенком. И именно – «потрудиться», потому что выстраивать отношения со своим ребенком – это сложный и кропотливый труд.
Какова же роль педагогов (и всего д/С) в вопросах формирования понятия «семья»?
Во-первых, педагоги формируют представления, в том числе и связанные с понятием «семья» (теоретический уровень).
Во-вторых, (что особенно важно и ответственно) создают условия для перехода «теоретических» представлений в практический опыт. Это традиции и мероприятия д/с, позволяющие выявить, показать, продемонстрировать и даже сформировать реальные отношения, которые сложены и складываются в семьях воспитанников группы.
Понятия «трудовая деятельность» - одно из самых важных и самых сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Трудовая деятельность представлена тремя составляющими:
- труд для общества (профессия, работа) – это труд для всех (многих) людей, даже которых не знаешь и возможно никогда не увидишь;
- труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание) – это труд для людей, которых знаешь и любишь, которые тебе дороги и близки;
- труд для души (хобби и увлечения) – труд лично для себя.
Детям старшего дошкольного возраста наиболее доступны и понятны такие виды трудовой деятельности, как «хобби и увлечения» (труд для души) и «домашний труд» (труд для себя и семьи). Самым сложным для дошкольников (и не только для них) является понятие «профессиональная деятельность».
Для полноценного овладения понятием «трудовая деятельность» я как педагог строю свое руководство по двум направлениям:
1) теоретическое – формирование представлений. Основные методические приемы – Рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда.
2) практическое – непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы – приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).
Понятие «профессиональный труд» формируется не только на теоретическом уровне, но и на наглядном (экскурсии и наблюдения).
Главное в дошкольном возрасте – донести до сознания ребенка, что:
1 – все люди трудятся;
2 – труд бывает разный;
3 – для любого труда требуются определенные знания, умения и навыки; орудия труда.
Познавательное развитие. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности.
Образ мира – это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. Это не застывшая система знаний. В процессе жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное существование и развитие личности в нашем мире.
В познавательной сфере можно выделить три компонента:

1) Познавательные процессы: восприятие, память, воображение, мышление (представленное тремя основными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим – и мыслительными операциями: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и пр.).
2) Информация. Включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира. Сюда же относятся источники информации, где человечество отражает, собирает и сохраняет опыт и достижения своего исторического развития.
3) Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира. Все компоненты познавательной сферы теснейшим образом связаны между собой, они дополняют друг друга.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые понимают мир умом, дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, для развития его личности. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются и эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать серьезно относиться к детским вопросам и высказываниям, не «отмахиваться» от них.
Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Поэтому задача педагога – помочь родителя в решении задач интеллектуального развития детей. На что следует обратить внимание родителей в решении задачи интеллектуального развития их детей? Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития.
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Особо следует сказать о телевидении. Взрослому важно не задавить детскую инициативу, не погасить желания открывать мир. Телевидение хорошо, когда оно расширяет границы опыта детей, рассказывает о странах и людях, призывает к размышлению, показывает процесс рождения мысли в споре. Исходя из содержания телепередачи, родителям можно порекомендовать совместную прогулку с ребенком, экскурсию, чтение художественной литературы познавательного характера, рисование, конструирование и т.д.
Особое внимание в данном проекте уделяется формированию детского коллектива. В начале учебного года создается зрительный образ детского коллектива (панно «Моя группа») и на его основе вводится ежедневная традиция приветствия и прощания. Но самое главное – это создание в группе атмосферы дружелюбия, которая обеспечивала бы каждому ребенку устойчивую социальную позицию и положительное эмоциональное состояние в ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие. Рассматривается формирование эстетического отношения у миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе художественно-эстетического развития стоит формирование художественных способностей, которые развиваются в процессе музыкальной, литературной, изобразительной деятельностях. Ведущими методами для решения задач, способствующих художественно-эстетическому развитию являются: показ, упражнение, наблюдение, объяснение, анализ, метод поисковых ситуаций, пример взрослого. Следует находить и использовать такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать, творить собственными руками, участвовать в художественной деятельности разных видов. В результате чего происходит познание ребенком своих возможностей, опыт самопознания.
Полезны творческие задания. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому следует использовать методы прямого обучения: показ, упражнения, описания, обследование предметов. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчества, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
В работе с родителями акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в данном возрасте. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например: психолога, художника, муз. руководителя), проводить открытые просмотры детского творчества.
Физическое развитие. Основное направление Концепции дошкольного воспитания – охрана жизни и здоровья ребенка. Вся система дошкольного воспитания должна быть направлена на развитие здоровья ребенка:

1) развитие двигательной активности дошкольника;
2) закаливание детского организма;
3) организация питания;
4) создание эмоционального благополучия в д/с.

В нашем ДОУ большое значение придается развитию двигательной активности ребенка. Этому способствуют ежедневные занятия физкультурой. Сюда входят: занятия по развитию движений, общеукрепляющие упражнения, подвижные игры. Особое внимание уделяется знакомству с подвижными народными играми, которые проводятся в спортзале, на свежем воздухе, в групповых помещениях. Физкультминутки присутствуют и во время занятий другими видами деятельности. Созданы условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности: включаются элементы двигательной активности детей в сюжетные игры и занятия, используются игровые образы и воображаемые ситуации (психогимнастика). В ДОУ созданы специальные зоны пространства для развития движений детей (в групповой комнате, физкультурный зал, музыкальный зал, площадки на участке). Процесс обучения в д/с непрерывный и дифференцированный. Подвижные игры проводятся с подгруппой детей по 5-6 человек. Дети учатся беречь свое здоровье, разговаривать естественным голосом. Подвижными и другими играми воспитатель не руководит, а соучаствует.

В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с проблемами физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Закаливание детей в ДОУ строится на принципе постепенности. Введение легкой одежды (постепенное раздевание – теплые гамаши, гольфы, кофты, носочки и т.д.). В старшем дошкольном возрасте используются такие виды закаливания как воздушные, солнечные ванны, босохождение. Самым главным закаливающим эффектом является прогулка, проветривание помещений, умывание (после умывания лицо не вытирать насухо, а лишь слегка промокнуть его полотенцем). Для профилактики используются: самомассаж (точечный, стоп на тренажере от плоскостопия); аутотренинги с музыкой; фиточай; дыхательная и коррегирующая гимнастика; зарядка; пальчиковые упражнения (которые способствуют нервно-психическому развитию).
Такая совместная работа коллектива ДОУ и семьи способствует формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.
Организация питания. В нашем ДОУ четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник и ужин) детей организуется в соответствии с медицинскими требованиями. Проводится «С» - витаминизация третьих блюд. В меню включаются кисломолочные продукты, рыба, соки, свежие овощи и фрукты.
Никто не заставляет ребенка есть насильно, не кормит детей сильно горячей пищей, не торопим во время приема пищи, дети пьют, когда захотят.
В старшем дошкольном возрасте дети владеют определенными навыками самообслуживания поэтому (по желанию или по очереди) дети помогают няне накрывать на стол, а после приема пищи, убирать со столов посуду (каждый ребенок за собой). Таким образом у детей формируются не только навыки самообслуживания, но и навыки самостоятельности, культуры поведения, спокойного общения.

В сон. час дети спать только спустя 30 мин. после приема пищи. Ведь к числу важнейших факторов здоровья дошкольников следует отнести спокойный, достаточный по длительности глубокий сон.

Эмоциональное состояние. Эмоции играют важную роль в жизни детей, т.к. эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии. Дети старшего дошкольного возраста уже могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников, взрослых и выражать свое отношение к ним. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека и способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт.

Способность и умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми. Эти способности, укрепляясь на протяжении детства, приводят в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности (речь идет о формировании эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе). К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй – чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется, гордится. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это говорит о том, что его потребность не удовлетворена. В последнем случае можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в д/с.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно родителей, воспитателей и сверстников.
Итак, как обобщение хочется заметить, что реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок научается в общении со взрослыми.
Исходя из всего вышесказанного направлением нашей работы и задачами ДОУ является социально-эмоциональное развитие дошкольников. Формирование положительного эмоционального состояния детей в ДОУ и семье.

При проявлении отрицательных эмоций (периодических и постоянных) у ребенка наблюдается и оценивается степень эмоционального реагирования ребенка, устанавливаются причины эмоционального неблагополучия детей и педагогом (или специалистами: мед. работник, психолог, логопед и т.д.) даются рекомендации родителям, «как помочь ребенку преодолеть негативное эмоциональное состояние».

2) Основные принципы, лежащие в основе проекта

Всю систему воспитания и развития детей определяют принципы воспитания, принятые педагогической наукой.
Система воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения организуется по следующим принципам:
- воспитание личности в процессе деятельности;
- единство требований к воспитаннику и уважение его личности;
- сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности детей;
- соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Главными факторами воспитания и развития личности является деятельность и общение ребенка. Именно эти факторы определяют процесс психологического развития и воспитания ребенка, формирование его взглядов, суждений, оценок, отношений и в конечном итоге – формирование качеств личности. В процессе специально организованной деятельности с ее определенным содержанием дети овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Принцип единства требований к ребенку и уважение его личности ориентирует педагога и родителей на гуманное отношение к ребенку, на создание доброжелательного микроклимата в детском коллективе и семье. Педагоги и родители должны не только заботиться о детях, но, самое главное, в каждом ребенке видеть личность, которая имеет свое мнение. Это право ребенка на самостоятельное мнение следует уважать, ни при каких обстоятельствах не унижать его достоинства, не допускать придирчивости и предвзятости. Требования к ребенку должны быть понятны ему, соответствовать его возможностям.
Воспитательный процесс управляем; главная фигура в нем – педагог, организующий деятельность детей. Поэтому принцип сочетания педагогического руководства и развития инициативы и самодеятельности детей занимает важное место в воспитательном процессе. На основе этого принципа строится вся работа с детьми, т.е. определяются ее содержание, формы и методы. Содержание игр, занятий, общение с природой должны способствовать развитию самостоятельности, инициативы детей. Особенно хорошо это заметно в сюжетно-ролевых играх детей. Конечно, должно учитывать, что самостоятельность и инициатива детей дошкольного возраста носят относительный характер, так как дети имеют незначительны жизненный опыт.
Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей ориентирует дошкольных работников на личностную модель воспитания. Воспитатели, педагоги да и родители тоже должны постоянно изучать детей, хорошо знать особенности психического и физиологического развития воспитанников на данном возрастном этапе. Для каждого ребенка следует быть добрым, чутким другом, уметь приласкать и правильно оценить его дела, поведение. Поэтому воспитателю особенно важно знать внутренний мир каждого ребенка, домашнюю обстановку. Дошкольники очень эмоциональны.
Принцип обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности воспитанника. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.
Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагога и познавательной деятельности детей.
Рассмотрим подробнее принципы обучения дошкольников.
Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего связь обучения с наукой.
Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательного обучения, понимая под последовательностью расположение развития детей.
Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.
Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию принципа наглядности. Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.
Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития детей.
Д/с принята групповая форма организации учебных занятий. Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей.

3) Характеристика возрастных психологических особенностей учащихся, на обучение которых направлен проект (в контексте заявленной проблемы).

Характеризуя возрастные психологические особенности детей (на обучение которых направлен проект), надо помнить, что каждый возрастной этап не сводится к каким-то изменениям, которые количественно можно измерить, а смотреть, какие качественные изменения происходят в психике ребенка.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно совершенствуется восприятие. Оно становится перцептиным. Дети оценивают не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств, чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства.
У детей данного возраста значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами. Произвольность – одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память и мышление. Внимание становится произвольным и связано с внутренне регулируемым восприятием и активным владением речью. Мощным стимулом развития речи является богатство впечатлений, получаемых из внешнего мира и постоянное, активное речевое общение с взрослыми и сверстниками. Наиболее успешно развивается речь ребенка в играх. Развитие памяти становится произвольным и опосредственным запоминанием и припоминанием. При помощи механизма повторений информации дети неплохо могут запоминать. Появляются признаки смыслового запоминания. А при активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. В старшем дошкольном возрасте, когда появляются произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. В результате чего деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становится сюжетно-ролевая игра. Именно такая игра стимулирует развитие наглядно-образного мышления, на основе произвольной и опосредственной памяти, а также словесно-логического мышления.
Старший дошкольный возраст отличает существенное изменение в развитии воли; поведение ребенка становится все более произвольным, - обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению препятствий, освобождается от случайной внешней зависимости. Адекватно ведет себя не только в условиях, когда он ждет награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений – данного слова, данного обещания, какого-то правила. «Появляются такие черты личности, как настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям».
В деятельности ребенка возникает соподчинение мотивов, умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Внутренняя мотивация, с одной стороны, и овладение нормами поведения, с другой – важные условия формирования произвольности.
Самостоятельность – качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности. «Самостоятельный ребенок – это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку, и педагогически грамотное к ней отношение взрослого не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему момент развития». Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто являются показателем чрезмерности этой помощи и служат препятствием для осознания ребенком своих возможностей в саморегуляции и развитии инициативности. Постоянное принуждение взрослого и излишняя опека формируют у ребенка чувство слабости и беспомощности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В старшем дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобразительностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
Креативность (творчество) – «способность ребенка к творческом решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни и деятельности ребенка. К показателям креативности относится способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т.д.), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка». Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, представляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Свобода поведения ребенка дошкольника – это познанная необходимость выбора. Она проявляется в инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал, необходимый ему для этой деятельности и т.д. Понятие позитивной свободы включает стремление к свободному волепроявлению, способность к свободному волеизъявлению. Позитивная свобода – это не вседозволенность. При позитивной свободе разрешено все, кроме четырех табу: не навреди физически и духовно другому человеку; не навреди себе; не навреди вещам, сделанным другими людьми; не навреди окружающей природе. Стремление к свободному волепроявлению – один из основных показателей нормального развития личности ребенка. Необходимым условием развития свободного поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивно свободы ребенка. Безопасность, или чувство осторожности и предусмотрительности, предполагает способность к предвосхищению, предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий. Это качество личности ребенка зависит от сформированности у него понимания причинно-следственных связей и отношений в самых различных жизненных ситуациях.
Необходимым условием развития чувства осторожности является воспитание в ребенке понимания меры допустимого и осознание запретного. Безопасность поведения перерастает рамки психологических характеристик и требует соблюдения социально-детерминированных правил и запретов (запрет идти куда-то с незнакомыми людьми и т.д.).
Основным условием развития у детей ответственности является создание условий для упорядоченной жизнедеятельности, определенности требований по отношению к действиям ребенка, взаимопонимание в общении со взрослыми, доверие к ребенку, осторожное использование средств поощрения и порицания действий ребенка, создание условий для переживания последствий своих действий детьми.
Самопознание и самооценка. В старшем дошкольном возрасте на основе оценок окружающих, переживания собственного опыта успеха и неудач в деятельности и общении со сверстниками у ребенка возникает образ себя, структура «Я». Это процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого при условии уверенности в своих возможностях. Самосознание проявляется в собственных желаниях, стремлении к самопознанию. У ребенка возникает осознание своего места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. В то же время он начинает понимать ограниченность своих возможностей, осознает необходимость того, что ему нужно учиться. В целом же для старшего дошкольника характерна завышенность самооценок, что позволяет ему свободно осваивать новые сферы действительности и является, с одной стороны, залогом успешности, а с другой, служит источником противоречия между желаемым и действительным, обнаруживает необходимость соответствия своей завышенной самооценке, что влечет за собой развитие.
«Важнейшей чертой формирующего самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать определенную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в старшем дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны!».
Исходя из характеристики возрастных психологических особенностей старшего дошкольника были перечислены основные условия развития самосознания ребенка, т.к. самосознание – это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности, креативности, свободы, ответственности и безопасности.
Если характеризовать психологию личности старшего дошкольника, то можно отметить две линии развития четко определяющие положительные и отрицательные стороны.

Стадия - старший дошкольный возраст

Нормальная линия развития

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу.

Аномальная линия развития

Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или физической некомпетентностью. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.

Таким образом, развитие социального опыта старшего дошкольника предполагает не только представление пространства для свободного выбора действий, оценок, отношений, но и обеспечение ему чувства защищенности, что во многом определяется личностью сотрудничающего с ним взрослого, его образом жизни, строем мыслей!

III. Методический модуль

1)Описание методики (технологии) преподавания (методы, приемы, формы, средства обучения).

Формы-виды работы с семьей

Форма работы: Интерактивная - анкетирование;

Виды:

- диагностика;
- дискуссия;
- «круглые столы»;
- конференции;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации специалистов.

Форма работы: Традиционная - тематические часы;

Виды:

- родительские собрания;
- вечера отдыха;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- творческие конкурсы.

Форма работы: Просветительская - использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей;

Виды:

- организация родительского всеобуча;
- выпуск бюллетеней, информационных листков;
- стенды и уголки для родителей.

Форма работы: Государственно-общественная - создание попечительских советов, советов ДОУ, родительских комитетов.

Любая форма и тематика занятий с родителями предусматривает педагогическое просвещение родителей с целью интеллектуального воспитания детей. К примеру:
1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает ДОУ, задачи стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.
2. «Круглый стол» по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Актуальны темы заседания «Круглого стола» (в группе старшего дошкольного возраста) «Ознакомление с окружающим миром – первая ступень умственного воспитания дошкольников», «Развитие памяти у детей», «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность детей к школе», «Роль дидактической игры в умственном развитии детей» и др. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагаем раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.
3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок – передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми и т.д.
4. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. «Почта» обрабатывается, готовятся ответы на интересующие вопросы в разной форме, к примеру информация на стенде «Спрашивали - отвечаем», консультации специалистов «Консультация по вашей просьбе», родительский всеобуч «Вечер вопросов и ответов» и т.д.
5. Дискуссия (диспуты) – это активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье; предусматривается спор, определение позитивных точек зрения на поставленный вопрос. Очень актуальна дискуссия по проблеме умственного воспитания детей с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателя подготовительной группы. Используются такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций, педагогические рекомендации и пожелания учителей начальной школы. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая – те, кто считает, что умственное развитие ребенка – это умение читать, писать, считать; вторая – оппоненты с противоположной точкой зрения. Главное – это всесторонне развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера продукты детского творчества, высказывания детей, видеоролики и т.д. В конце подводится итог. Соблюдая принцип систематичности и последовательности следующие дискуссии могут быть на темы «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка». 6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, логопед, врач и др. специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка. Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт. К примеру лекция – одна из самых распространенных форм, но лишь 22% родителей находят ее эффективной. Большую пользу приносят семинары.
7. Семинары предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. Установка – не навязывание «правильной» позиции родителя, а рассмотрение спектра мнений по тому или иному вопросу. К примеру «Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста», «Не нужен и клад, коль в семье – лад!». 8. Педагогический практикум – это форма предполагает выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем и является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей – воспитателей. К примеру педагогический практикум «Целительная сила Сказок» - убедительно доказывает, что сказка поможет ребенку избежать страхов и стрессов, обрести свою личность, научит его преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях. 9. Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов) – это не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и укрепление знаний о воспитании детей, но и метод объединения активных родительских сил, социальных партнеров, которые ДОУ может умело направить в нужное русло. Навряд ли родители подозревают о том, насколько: «Особенно велика в развитии мозга и интеллекта роль руки». Через руки проходит огромный поток информации. Чем больше умеет ребенок делать руками, тем он умнее. Происходит развитие не только «мунуального интеллекта», но и развитие фантазии и образного мышления, умение средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящего вокруг, формируются навыки саморегуляции, обогащается эмоциональная сфера детей, совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств. А главное, дети учатся способности слышать свой внутренний ритм и ритм других людей, позволяющий строить позитивные взаимоотношения с окружающими. Это достигается в сотворчестве – педагог, ребенок, родитель, с использованием нетрадиционных методов работы: сказкотерапия, куклотерапия, нетрадиционная изодеятельность, работа с изонитями и т.д. Целесообразно использовать многообразие форм и методов работы с родителями. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка, в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципа взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольное учреждение стремится не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

2) Дифференциация, индивидуализация обучения. Дополнительные задания (коррекционно-развивающего, развивающего и продвинутого характера).

Целесообразность дифференцированного подхода в возможности объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения, бедность словарного запаса, проблемы в знаниях, умениях). Дифференцированный подход не только экономит время, но предусматривает общение детей в процессе обучения. Например, объединить трех детей с неустойчивым вниманием и предложить им участвовать в конкурсе на выполнение картинки из мозаики. Чтобы продвигаться в обучении, ребенку необходимо общение со сверстниками. Н.К. Крупская отмечала, что в психологическом отношении ребенок всегда ближе к другому ребенку, чем ко взрослому. От взрослого он «берет информацию», усваивает способы действий, а в сверстника глядит, как в зеркало: каков я? В процессе общения со сверстниками он сравнивает свои достижения с чужими, успокаивается, видя, что и у другого такие же трудности в решении учебной задачи как у него, и т.д. В результате у детей формируется способность к самооценке, взаимооценке, сопереживанию.
Главное суметь определить уровень развития детей, определить отклонения (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, эмоциональные, речевые и т.д.). Если у ребенка имеются речевые отклонения, то я ориентирую ребенка на развитие речи, а если сенсорные – на развитие сенсорных способностей и т.д.
Дифференцированный подход в дошкольном образовании предполагает воспитание, развитие дошкольника с учетом его склонностей и интересов. Есть направления в его развитии: интерес к музыке, прикладному искусству, художественному чтению, драматизации.
Я изучаю интересы детей и склонности к данным выше направлениям, которые развиваются в самостоятельной деятельности, и соответственно выстраиваю свой воспитательно-образовательный процесс с учетом особенностей развития детей. Слежу за развитием детей и по мере необходимости изменяю или дополняю развивающую среду, которая создается на основе содержания программы.
Индивидуализация работы с ребенком предполагает выявление специфических, неповторимых черт личности, делающих его отличным от других детей. Цель, которую я ставлю перед собой – выявить индивидуальные различия детей. Различия обнаруживаются путем визуального наблюдения, специальных диагностических процедур, игро-технических упражнений, создания для ребенка специальных ситуаций.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п.
В некоторых случаях индивидуальные занятия даже необходимы. Прежде всего это относится к детям с недостатками в развитии, часто болеющим, имеющим проблемы с поведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.). Занимаясь с такими детьми индивидуально, я помогаю им усвоить необходимые знания и умения, развиваю способность своими психическими процессами. В индивидуальных занятиях нуждаются также дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности (рисованию, пению, математике), и дети с доминирующим познавательным интересом (к миру техники, к животным).
С каждым ребенком в группе периодически проводятся индивидуальные занятия контрольно-диагностического характера, чтобы выявить уровень его обученности, вовремя определить пробелы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей. Для такого занятия можно подбирать несколько вариантов аналогичных заданий, выполнять которые будут все одновременно.
Основная задача моей образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование имеющихся способностей, что значит правильно организовать деятельность детей, обогащать ее содержание, придавая ей нужные для решения воспитательных задач направления. В своей работе я придерживаюсь позиции взаимоотношений – рядом, а не над ребенком. Результатом данной работы является понятный психологический портрет – это образ конкретного ребенка, сформированный в результате комплексного изучения.

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка в познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых. Обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета). Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков. Развитию тонкой моторики руки, ведь установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность.
Исследования показывают, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1) Слабое речевое развитие детей.
2) Неразвитость тонкой моторики.
3) Неправильное формирование способов учебной работы.
4) Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.
5) Слабое развитие произвольного внимания, памяти.
6) Низкий уровень развития самоконтроля.

Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики ребенка и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Психологическая часть развития коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом и воспитателем и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.
В журналах «Дошкольное воспитание» за 1999-2005 гг. по данной коррекционно-педагогической проблеме дошкольного образования имеется большой материал (и я его использую) по коррекции развития мелкой моторики, причем разработанные игры, дают возможность ограниченно сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков. Приводится пример работы по изучению особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта. Что позволяет выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, объем, переключаемость внимания, способность использовать прошлый опыт, строить суждение, а составляемые при этом логико-грамматические конструкции дают информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а также словесно-логического мышления. Цикл логопедических сказок «Логопедические сказки - помощницы», которые помогают в работе с проблемными детьми. Использование символов в работе над звуками. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы с детьми. Он вызывает наибольшие трудности, особенно в добуквенный период. Коррекционная работа основывается на подключении зрительного анализатора – вот что помогает в этой работе.

IV. Модуль результативности

1) Система отслеживания (мониторинг) результатов реализации образовательного проекта в рамках заявленной темы. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля (устный и письменный опрос, тестирования, контрольные срезы, семинары, экзамены и т.д.).

Этапы: Организационно-управленческий, Информационно-просветительский, Содержательный.
Диагностический - подбор диагностических методик и диагностических карт семей каждого воспитанника - выбор и апробация образцов технологий работы с семьей (для психолога, дефектолога, воспитателя) - проведение локальных социологических исследований в рамках ДОУ с целью выявления уровня развития ребенка, педагогической компетентности родителей и педагогических потребностей родителей;
- диагностика с применением методов изучения семьи, что дает возможность получить информацию от родителей и ребенка;
- обработка полученных данных о структуре семей воспитанников ДОУ и воспитательных возможностях семьи.
Прогностический - просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей;
- повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического развития, нравственного становления и воспитания детей, помощь в решении конкретных проблем.
Практический - организация родительского всеобуча;
- формирование и развитие системы взаимопомощи семей в воспитании и занятиях с детьми;
- организация сотрудничества с местными социальными учреждениями образования – музыкальная школа, хореографическая школа, средняя школа.
- осуществление цикла просветительских мероприятий;
- создание рубрик «Традиции семейного воспитания» с целью ознакомления с отечественными традициями семейного воспитания и направленного на положительное эмоциональное состояние ребенка в семье;
- подготовка видеосюжетов для показа;
- выпуск информационных стендов, семейных газет;
- издание листка для семейного чтения;
- распространение лучшего опыта семейного воспитания. - проведение серий семинаров, совещаний с различными категориями специалистов просветительской неформальной работы с семьями;
- проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, праздниками, организацией каникулярного отдыха;
- проведение конференций, конкурсов, фестивалей и других форм взаимодействия с семьей;
- участие семей в общественных мероприятиях районных и зональных, что позволяет им пополнять и совершенствовать теоретическую и практическую базу мастерства;
- работа телефона доверия;
- День Открытых дверей.
Обобщающий - осуществление корректировки существующих программно-методических материалов.
- осуществление цикла просветительских мероприятий - составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов по педагогическому сопровождению.
Итоговый Оценка эффективности апробации программы педагогического сопровождения семейного воспитания и степени ее применимости в работе ДОУ.

2) Анализ результатов работы по теме «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка».

Оценка усвоении материала детьми.

Постановленные цели и задачи данного проекта достигнуты в большей степени. Все выпускники обладают коммуникативными навыками, имеют целостное представление о мире и о своем месте в нем, способны анализировать, сравнивать, обобщать. По результатам диагностики все выпускники признаны школьно- и среднезрелыми.
Учитывая все вышеизложенное можно сказать, что весь коллектив ДОУ в сообществе с родителями находились в творческом поиске, совершенствовали свою работу, повышали педагогические знания.
Микросоциальный заказ родителей на образовательные услуги ДОУ, т.е. – заказ на развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательной активности, на развитие у детей художественно-эстетических представлений и способностей, творческого освоения окружающего мира на основе сохранения здоровья и формирования привычки к здоровому образу жизни, на воспитание гуманных и патриотических чувств у ребенка, был выполнен при большом участии семьи.
Наш дошкольник – выпускник.
Психологическая готовность к школе – развита любознательность у дошкольника – как основа развития познавательных способностей; сформировано творческое воображение – как направление интеллектуального и личностного развития; развито коммуникативность – одно из условий успешности учебной деятельности; нравственные знания; отношения к труду, обществу, человеку, самому себе, понимание нравственных задач и умение рассуждать, применение в различных ситуациях; нравственное убеждение, использование нравственных знаний за основу личностных ценностей (ценностные ориентации).
Физическая готовность к школе – определенный уровень морфо-функциональной зрелости, своевременно развиты двигательные навыки и качества, в особенности тонкая моторика, координация, уверенное владение азбукой движения (моторика, перекладывание предметов в коробку, попеременное соединение большого пальца с каждым отдельным пальцем руки); физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность к школе – произвольность поведения, сформированность общения, нравственное поведение; эстетические представления, соответствие нравственных знаний и личностного поведения; личностное развитие; умение поставить самостоятельно задачу самовоспитания, способность проявить инициативу в социальной ситуации, в новых социальных условиях проявить активность, готовность к принятию другого человека; самооценка и мотивация учения.
Интеллектуальная готовность – сформированно образное мышление, воображение, творчество, основа словесно-логического мышления, владение средствами познавательной деятельности (классификация, обобщение, моделирование, схематизация), владение родным языком, формами речи (диалог, монолог).
Специальная готовность к школе – владеет началами грамоты (чтение, письмо, математика), элементами учебной деятельности (выделение задач общего контекста деятельности, осознанием и обобщением способов решения, планирования и контроля, овладением общим темпом и ритмом работы), выполнение требований педагога, готовность к самооценке.
Компетентность – позволяет понять разный характер отношений: ребенок умеет попросить о помощи, оказывает ее, может сдерживать себя, учитывая желания других, высказывать несогласие в социально-преемственной форме.
Коммуникативность – свободное выражение ребенком своих желаний, намерений, способами речевых и неречевых средств.
Креативность – способность к созданию новых рисунков, конструкций, образов, фантазии, движения, которые отличаются оригинальным вариантом, гибкостью, подвижностью.
Активная деятельность: любопытство, способность к речевому комментарию результатов и процессов собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитие воображения. Инициативность во всех видах деятельности: в игре, в общении, экспериментировании, предметной деятельности. Может найти занятие по интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело.
Самостоятельная ответственность – владеет навыками самообслуживания, способе замечать нарушение порядка в быту, природе, способе проявлять волевое усилие в ситуациях выбора: можно – нельзя, хочу – не хочу, и проч. Способен планировать деятельность и прогнозировать ее результаты.
Воспитание произвольности – способность к волевой регуляции поведения (преодоление трудностей, чувство долга, настойчивость). Свобода поведения – знает как вести в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность при встрече с незнакомыми людьми.
Самосознание и самооценка – осознает положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, способен адекватно оценивать результаты своей деятельности; владеет чувством собственного достоинства, которое позволяет ему соблюдать дистанцию между детьми и взрослыми.

V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов и родителей

1. Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4. 2. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». М., 2001 г. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 1997 г. 4. Данилина Т.А. и др. «Интеграция работы ДОУ с семьей». Управление ДОУ. 2002. №4. 5. Дуброва В.П. «Теоретико-методические основы взаимодействия д/с и семьи». Учеб. пособие. Минск, 1997 г. 6. Зверева О.Л. «Д/с и семья: первые годы революции и современность». Управление ДОУ. 2002. №4. 7. Зверева О.Л. «Конкурс знатоков педагогических секретов». «Дошкольное воспитание». 1997. №10. 8. Зверева О.Л. «Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями». Управление ДОУ. 2002. №4. 9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2000. 10. Зверева О.Л. «Вместе с семьей». Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004 г. 11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями ДОУ». М., 2005 г. 12. Куликова Т.А., Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». М., 2000 г. 13. Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 1999 г. 14. Митрошина Н.П. «Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений С.-Петербурга», 2001 г. 15. Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М., 1990 г. 16. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г. 17. Под ред. Спиваковской А.С. «Популярная психология для родителей». 1997 г. 18. Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И. «Практикум по дошкольной педагогике». М., 1999 г. 19. Руководство для воспитателей д/с «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г. 20. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника». М., 1997 г. 21. Учебное пособие под редакцией Дубровиной И.В. «психокоррекционная и развивающая работа с детьми». М., 1999 г. 22. Чиркова Т.И. «Психологическая служба в д/с». учебное пособие по психологии развития. М., 2000 г. 23. Эриксон Э. «Детство и общество». СПб., 1996 г. 24. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. «Педагогическая диагностика в д/с». М., 2002 г.

Скачать образовательный проект «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...