Долгосрочный социально-познавательный проект «Наша тундра»

Долгосрочный социально-познавательный проект «Наша тундра»

Состав проектной группы: руководитель проекта - Терентьева Надежда Ивановна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10», дети старшей и подготовительной группы, родители, жители села, бывшие оленеводы, с. Сизябск, Республика Коми.

Тип проекта:

Социальный, познавательный, групповой, долгосрочный.

Актуальность проблемы:

Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.
Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Наша тундра», результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности.
Назначение проекта: сбор, изучение, сохранение материалов о жизни, быте, традиции оленеводов. Формирование желание детей оленеводов продолжить династию.
Социальная значимость проекта: Развитие интереса к истории Ижемской земли, сохранение традиций поколений оленеводов.

Цель проекта:

Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, коми языка, воспитание чувства патриотизма.

Задачи проекта:

Дать детям знания об особенностях труда пастухов, чумработниц, детей; их своеобразном быте и укладе жизни.
Помочь детям понять, что такое трудовая династия оленеводов.
Формировать представление детей о том, что олень является главным символом тундры и богатством оленеводов.
Дать детям знания о том, как оленеводы помогали фронту во время великой Отечественной войны.
Формировать бережное отношение к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру.
Познакомить детей с произведениями Е. В. Рочева, частушками Н. Н. Чупровой, песнями Г. В. Семяшкина, отражающими жизнь и быт оленеводов.

I этап -аналитический (май-август)

Задача этапа: анализ ситуации, определение основных его целей; определить представление детей о тундре.

II этап - организационный (август-сентябрь)

1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с тундрой.
2. Разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению детей с тундрой, привлечение родителей к предстоящей работе.

II этап - практический (учебный год)

Задачи: формирование знаний детей о неповторимости тундры, особенностях жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитания чувства патриотизма.

IV этап - итоговый, диагностический (май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний детей об особенностях труда оленеводов;
Формирование представлений о трудовых династиях;
Формирование бережного отношения к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру;
Знакомство детей с поэтами, писателями и с их произведениями, отражающими жизнь и быт оленеводов;
Умение использовать приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Форма работы по реализации проекта:

Занятия;
Экскурсии в чум, в музей, в пошивочный цех колхоза «Ижемский оленевод»;
Экскурсия к чумработнице;
Беседы о жизни в тундре;
Создание альбомов: «Северный олень», «Жилище оленеводов», «Птицы, животные и растительность тундры», «Авко», «Династия семьи Каневых»;
Создание макета в группе «Чум»;
Игра «Домино» (растения тундры);
Заучивание стихов, песен и частушек, чтение произведений;
Встреча с интересными людьми;
Создание маршрута-схемы движения оленеводов от зимовья до летних пастбищ на географической карте;
Лепка различных нарт;
Спортивное развлечение «Звуки тундры»;
Создание уголка «Наша тундра» в развивающей среде группы.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного в процессе сбора, изучения, сохранения материалов о жизни, быте, традиции оленеводов, которая проходит через четыре этапа.

Объем и содержание работы:

Мес. Тема занятия Цель и задачи Материал и пособия Работа вне занятий
Сент. 1.Что мы знаем об оленях Цель:
Уточнение знаний об оленях.
Задачи:
1. Обобщить знания детей об оленях. - Внешний вид - Среда обитания - Питание - Уход за оленями - Польза - Бережное отношение.
2. Формировать желание больше узнать о тундре, об оленях, о труде людей, о природе тундры.
3. Воспитывать бережное отношение к природе своего Края.
Иллюстрация с изображением тундры, оленей. Фотографии. Игра «звуки тундры». Рассматривание иллюстраций фотографий. Чтение художественной литературы: Е.Рочев «Бегут, бегут олени», «Митрук петö тундраö», В.Ширяев «Олени выходят к морю», Щукин «Зарни сюра кöр». Рассматривание оленьего меха.
2.Тундра осенью Цель:
Знакомство детей с жизнью тундры и оленеводов осенью.
Задачи:
1. Дать детям знания о том ,как меняется тундра осенью (погода, травяной покров, поведение животных, птиц).
2. Дать знания о том, чем занимаются пастухи осенью.
3. Формировать уважительное отношение к труду оленеводов.
Иллюстрации, Фотографии. Вырезки из газет. Проведение подв игр «Стой олень» «Няртала шыблалöм» Целевая прогулка в лес с целью наблюдения за карликовой берёзой, сравнение берёзы белоствольной с карликовой берёзкой.
Окт. 1.Растения тундры. Цель:
Знакомство с растительным миром тундры.
Задачи:
1. Дать детям знания о том, какие растения растут в тундре (травы, ягоды, грибы, кустарники).
2. Дать знания об особенностях почвы в тундры, особенностях растений.
3. Дать знания о том, как чумработницы используют мох сфагнум (няртсо) в жизни.
4. Формировать интерес к тундре.
Иллюстрации, Гербарий растений тундры, Опыт «Почва в тундре» Два одинаковых ёмкости с землёй. Водной ёмкости- стекло. Лейка с водой. Книга «Арктика- наш дом» Начать изготовление игры домино « Растение тундры». Рассматривание оленьего мха- ягеля, Гербария с растениями тундры. Чтение стихотворения «Морошка» Чтение стихотворения «Карликовая берёзка». Игра «звуки тундры».
2.Ягель - олений мох. Цель:
Помочь детям понять, что ягель - основа жизни для северного оленя.
Задачи:
1. Дать знания о том, что ягель растёт в тундре, лесотундре и северных хвойных лесах.
2. Уточнить знания о том, как олени зимой добывают ягель.
3. Дать знания о том, почему пастухи берегут места произрастания ягеля.
4. Формировать любовь и бережное отношение к природе.
Олений мох, иллюстрации, Фотографии с изображением оленьего мха. Игра « Японская машинка» Цель: Называть растения тундры. Беседы с родителями о сборе информации: - о тундре - об оленях - о животных - о птицах - о растениях. О сборе наглядности: - картинки - фотографии - вырезки из газет, журналов.
3.Собака - верный друг и помощник оленевода. Цель:
Помочь детям понять, что пастухам невозможно обходиться без собак.
Задания:
1. Дать детям знания о том, как собаки помогают пастухам.
2. Формировать представления о том, чем тундровые собаки отличаются от наших обычных собак. - внешний вид (рост, шерсть, морда). - поводки.
3. Формировать умение правильно ухаживать за собаками.
Иллюстрации. Фотографии, вырезки из газет. Частушки «Кöрдор олöм йылысь» Страница11, 33. Слушание рассказов детей, родители которых пастухи, чумработницы и которые сами жили с родителями в тундре. План рассказа о собаках: 1.Кличка 2.Внешний вид 3.Что ест 4.Как помогает хозяину. 5.Интересный случай.
4.Звери и птицы тундры. Цель:
Знакомство со зверями и птицами, постоянно живущими в тундре.
Задачи:
1. Дать знания о том, какие птицы и звери постоянно живут в тундре.
2. Дать знания об особенностях зверей, обитающих в тундре.
3. Дать знания об особенностях птиц, обитающих в тундре.
4. Формировать любознательность, желание узнавать новое.
Иллюстрации, Фотографии. Рассматривание книги «Животный мир Коми АССР»
1.Ещё раз об оленях. Цель:
Помочь детям понять особенности северного оленя.
Задачи:
1. Продолжить знакомить детей с северным оленем.
2. Дать знания об особенностях оленя (строение копыт, шерсть оленя, грива - подвес - (лимбиха), ежегодная смена рогов, пьют и морскую воду, в отличие от других домашних животных олени сами кормятся).
3. Учить детей правильно называть оленей: важенка, хора, бык, авко.
4. Воспитывать бережное, трепетное отношение к оленя.
Фотографии, иллюстрации. Книги из которых можно узнать об оленях. Колокол - татшкан. Задание стихотворение «Олени»
Рассматривание картины «Северный олень»
2.Авко Цель:
Помочь детям понять, почему оленёнка называют «Авко».
Задачи:
1. Дать детям знания, что в тундре происходят разные случаи (неминучаяс).
2. Дать знания о том, что оленеводы заботятся о каждом оленёнке.
3. Формировать умение слышать и слушать друг друга.
4. Продолжать формировать интерес к оленям.
Фотографии, иллюстрации, газетные вырезки Рассказы детей о своих Авко. - почему взяли к чуму? - как зовут? - почему так назвали? - интересный случай. Пение частушек Н.Н. Чупровой из сборника «Кöрдор олöм йылысь» Стр.10 и 19. Повторение стихотворения «Оленёнок» Чтение рассказа Е.Рочева «Ванчо да Авко» В.Ширяева «Алка да Авка»
3. Чум - родной дом оленеводов Цель:
Знакомство с чумом и предметами быта оленеводов.
Задачи:
1. Помочь детям понять, что чум - это жилище оленеводов и за ним надо ухаживать.
2. Дать знания о предметах быта в чуме и их особенностях (печь, стол, стулья, постель, куд).
3. Дать детям знания об особенностях хранения одежды, продуктов питания и др. вещей в тундре.
4. Развивать мышление, умение делать выводы.
Иллюстрации, фотографии. Различные вещи: умывальник, керосиновая лампа, тучу, куд, крук Игра «Что есть в чуме» Разрезные картинки для работы в парах, тройках. Частушки Н.Н. Чупровой. Игра «Собери картинку» («Что есть в чуме») Рассказы детей о жизни в чуме. Оформление книжек-малышек. «Я живу в чуме» «Как я сплю» «Куда складываю свои вещи» «Что беру с собой в чум и где храню»
Дек. 1. Труд пастухов. Цель:
Знакомство с трудом пастухов.
Задачи:
1. Формировать знания о том, что главное дело пастухов - это сохранить поголовье оленей (любовь к оленям, выпас(корм), пастбища, охрана, лечение (копытка), забой).
2. Дать знания о том, что работа пастухов важна и очень трудна.
3. Воспитывать уважение к труду пастухов.
Газетные статьи, фотографии, вырезки из газет. Создание альбома «Труд пастухов и чумработниц» ( фотографии, иллюстрации, газетные статьи).
2. Пастухи - трудолюбивые люди (труженики тундры). Цель:
Помочь детям понять, как многогранен труд пастухов.
Задачи:
1. Дать знания о хозяйственном труде пастухов.
2. Помочь детям понять, что такое взаимопомощь.
3. Воспитывать трудолюбие и хозяйственность.
Фотографии, иллюстрации, вырезки из газет. Частушки из сборника « Кöрдор олöм йылысь». Рассказы детей о труде своих отцов - пастухов в чуме, возле чума, для семьи.
3. Чумработни- ца - хозяйка чума. Цель: Сформировать у детей понятие: чумработница - хозяйка чума.
Задачи: 1. Дать знания об обязанностях чумработниц.
2. Помочь детям понять какими качествами должна обладать чумработница, чтоб быть настоящей хозяйкой чума.
3. Учить детей понимать трудности в работе чумработниц.
4. Формировать уважение к труду чумработниц.
Вырезки из газет и журналов Встреча с интересными людьми.
Янв. 1. Зимовка (Тöвйöм). Цель:
Показать детям трудности зимовки в тундре.
Задачи:
1. Дать знания о зимних погодных условиях в тундре.
2. Дать знания о трудностях зимовки пастухов и чумработниц.
3. Помочь детям понять, почему суровая тундра для оленеводов - дом родной.
Встреча с интересными людьми. Фотографии, иллюстрации. Продолжить создание альбома «Труд пастухов и чумработниц в тундре».
2. Зимняя одежда оленеводов. Цель:
Знакомство с шитьём зимней одежды и обуви для оленеводов.
Задачи: 1. Закрепить названия одежды и обуви оленеводов.
2. Дать знания о том, что прежде чем сшить одежду и обувь для оленеводов, надо выделать шкуры и камусы оленей с помощью разных приспособлений.
3. Расширить представления об инструментах, необходимых для шитья одежды и обуви (зимней).
Экскурсия Заучивание стихотворения «Малица». Рассматривание одежды и обуви из шкур и камусов оленей.
Февр. 1. Что такое трудовая династия. Цель:
Знакомство с понятием трудовая династия.
Задачи:
1. Дать детям знания о том, что оленеводством люди занимаются с древних времён.
2. Помочь детям понять, что такое трудовая династия на примере семьи Канева Якова Васильевича.
3. Продолжать формировать уважение к труду оленеводов.
Фотографии Канева Якова Васильевича и Марии Дмитриевны, Василия Яковлевича, Алексея Яковлевича, Николая Яковлевича, Михаила Яковлевича, Митрофана Яковлевича. Статьи из газет. Рассмотрение фотографий. Создание альбома «Династии оленеводов села Сизябск». Беседы с Надеждой Яковлевной - музыкальным руководителем о династии оленеводов её семьи.
2. Песни тундры. Комплексное. Цель: Познакомить детей с ижемским композитором Г.В. Семяшкиным.
Задачи: 1. Учить детей подбирать слова, чтобы выразить своё отношение к тундре: - красота,
- неповторимость,
- скромность,
- суровость,
- романтичность,
- широта.
2. Дать знания о том, что многие композиторы и поэты воспевали тундру в своих стихах, песнях, музыке.
3. Воспитывать умение и желание слушать музыку, песни о тундре.
Портрет Г.В. Семяшкина. Альбомы, посвящённые Г.В. Семяшкину (рассматривание). Слушание музыки, закрепление стихов и песен о тундре. Разучивание танца на музыку Г.Семяшкина «Кöр видзысьлöн сьыланкыв». Разучивание песни «Оленёнок» Сл.Элляя, муз. Дехтярова
  3. Рисуют художники тундру. Цель:
Знакомство с картинами художников - Кочев А.В. Мартынов Н.У.
Задачи:
1. Познакомить детей с художниками и их картинами о севере, о северянах.
2. Учить детей изображать тундру по представлению исходя из накопленных знаний.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к красоте тундры, к северным просторам.
Фотографии художников. Репродукции картин Кочева А.В. «Лето в тундре. Пастухи», Мартынова Н.У. «В чуме» Рассматривание репродукций к картинам о севере, северянах. Рисование пейзажей тундры под музыку. Рассматривание картин, имеющихся в детском саду «Северный олень» и назвать художников этих картин.
4. Повторение пройденного материала. Труд оленеводов- пастухов и чумработниц. Цель:
Обобщить и закрепить знания детей о труде пастухов и чумработниц. Задачи: 1. Закрепить знания о том, чем занимается пастух на дежурстве.
2. Закрепить и обобщить знания о том, чем занимаются пастухи вне дежурства. 3. Учить детей объяснять, почему чумработницу называют хозяйкой чума. 4. Учить детей понимать, почему любят оленеводы свою тундру, свою трудную работу, свой чум.
Иллюстрации, фотографии. Рассматривание альбома «Труд оленеводов». Пение песен. Экскурсия в швейный цех колхоза «Ижемский оленевод». Экскурсии к оленеводам (наблюдение за нартами - санями - додь-дадь). Закреплять.
Март 1. Дадь и додь. Нарты и сани. Цель:
Знакомство детей со способом хранения и перевозки вещей у оленеводов в тундре.
Задачи:
1. Дать знания о том, чем отличаются нарты и сани.
2. Дать знания о том, что такое бöлка, дадь и харей.
3. Дать знания о разных санях (додьяс).
4. Продолжать развивать любознательность, желание узнавать новое, интересное. Хорей: - что такое? - из чего сделан? - для чего? - кто делает? - на санях или нартах нужен хорей? - как украшают?
Иллюстрации, фотографии. Вырезки из газет. Игрушечные нарты. Лепка нарт из пластилина, рисование нарт. Рассмотрение иллюстраций, альбома «Труд оленеводов».
2. Писатель Егор Рочев. Цель:
Знакомство с писателем Егором Рочевым и его творчеством.
Задачи:
1. Закрепить знания о биографии Е.В. Рочева.
2. Познакомить с произведениями Егора Рочева о тундре, оленеводах, детях.
3. Дать знания о том, что коми писатель Е.В. Рочев - член союза писателей России.
4. Формировать интерес к творчеству Егора Рочева.
Портрет Егора Рочева. Книги о тундре для детей и взрослых. Экскурсия в библиотеку. Чтение рассказов, отрывков из повестей Е.В. Рочева «Ванчо да Авко», «Корысь тэрыбджык»
3. Дети в тундре. Цель:
Формировать представления о жизни детей в тундре.
Задачи:
1. Дать знания о том, как дети помогают в чуме своим родителям (мамам).
2. Дать знания о том, как помогают отцам.
3. Дать представление о том, в какие игры играют, где хранят игрушки.
4. Формировать желание помогать родителям, не озорничать.
Фотографии, иллюстрации. Книга Егора Рочева « Корысь тэрыб - уджын». Сборник частушек Н.Н. Чупровой. В.Ширяева «Алка до Авка» Слушание рассказов детей, родители которых оленеводы. Беседы о том, к чему приводит непослушание, озорство. Создание книжки малышки «Дети играют в чуме». - какие игры? - игрушки? - где хранят? - на каких санях везут?
4. Старинные игрушки из костей оленей. Цель:
Знакомство со старинными игрушками.
Задачи:
1. Закрепить знания о том, что люди занимаются оленеводством с давних времен и всегда с ними были их дети.
2. Дать знания о том, как меняется жизнь оленеводов.
3. Дать знания о том, какие были у детей игрушки раньше.
4. Формировать интерес к старине.
Встреча с интересным человеком - Чупровой Н.Н. Старинные игры и игрушки, различные вещи из костей оленя. Научиться играть в игру «Шегъясьöм»
Апр. 1. Весна в тундре. Цель:
Формировать представление детей о жизни и труде в тундре весной.
Задачи:
1. Закрепить, уточнить, расширить знания детей о растительном и животном мире тундры.
2. Расширить знания об оленях, об особенностях их жизни весной.
3. Дать знания о труде пастухов весной.
4. Воспитывать любовь к тундре, формировать желание беречь ее.
Иллюстрации, фотографии. Рассматривание альбомов «Северный олень», «Животные тундры», «Растения тундры». Чтение книги «Олени выходят в тундру» В.Ширяева
2. Праздник «День оленеводов» Цель:
Сформировать представления детей о праздновании.
Задачи:
1. Дать знания о том, что День оленевода празднуется 2 августа.
2. Дать детям знания о том, как пастухи готовят оленей к гонкам.
3. Расширять представления о жизни в тундре.
4. Продолжать формировать интерес к тундре.
Иллюстрации, фотографии. Игры «Няртала шыблалöм». «Стой, олень». Развлечение «Тундра шыяс» Рассматривание газетных вырезок. Рассказ воспитателя о том, что написано в газете «Новый север» о праздновании «Дня оленеводов». Рассматривание вымпела «День оленя»
  3. Оленеводы - фронту. Цель:
Дать представления о том, как оленеводы помогли фронту в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о В.О.В.
2. Дать детям знания о том, для чего был создан оленеводческий батальон.
3. Закрепить знания об особенностях оленей.
4. Воспитывать патриотические чувства детей.
Вырезки из газет, фотографии, иллюстрации. Чтение книги И.Изъюрова «Оленеводы - фронту»
4. Необычное путешествие в тундру. Цель:
Формирование представлений детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Задачи:
1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Иллюстрации с изображением животного и растительного мира тундры; оборудование для опытов: - емкости с землей (в одних емкостях под слоем земли - стекло, в других - без стекла). Одинаковые емкости с водой; - настольная лампа, лист белой и черной бумаги; - 2 лепешки из теста, 2 предмета с разной площадью опоры, грузы. Карта РК со схемой-маршрутом оленеводческих бригад к летнему пастбищу. «Журналисты» - воспитатели групп, приглашённые на занятие, микрофоны для журналистов.  


Скачать паспорт проекта «Наша тундра»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...