Чайка, конспект комплексного занятия по родной природе и конструированию в старшей группе

Конспект комплексного занятия по родной природе и конструированию в старшей группе, тема «Чайка»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни).
Словарь: стая, гнездиться, водоплавающие, всеядные. Формировать умение давать аргументированный ответ на вопрос.
Закрепить умение работать ножницами и иголкой.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику.
Воспитывать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.

Оборудование:

Аудиозапись морского прибоя с криками чаек, силуэт чайки из бумаги размером 66 см, картинки с изображением чаек и различных гнезд, заготовки из бумаги для конструирования, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой.

Серебристая чайка, фото

Серебристая чайка

Черноголовый хохотун, фото

Черноголовый хохотун

Ход занятия:

Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с птицей, обитающей в наших краях. Но я не стану называть эту птицу. Вы сами узнаете ее по голосу. Закройте глаза и представьте себя на палубе прогулочного катера. (Включается аудиозапись). Свежий морской ветерок обдувает вас, с тихим шелестом ласково плещется волна за бортом катера. А над волнами летают … Узнаете? Какие птицы? Это чайки.

Вот самые крупные из наших чаек (показ картинок) — серебристая чайка или хохотунья и черноголовый хохотун. И эти чайки действительно очень крупные – длина их бывает такой. (Показ силуэта чайки с размахом птиц 66 см).
А как вы думаете, почему чайки носят такие странные прозвища – «хохотунья», «хохотун»? За громкий хохочущий голос.
А теперь поразмышляйте, почему эта чайка названа серебристой, а эта – черноголовой? У серебристой чайки цвет перьев серебристый, а у черноголовой – перья на голове черного цвета. Оперение у чаек очень густое, с обильным мягким пухом, снаружи покрыто водонепроницаемой смазкой. Почти у всех чаек окончания крыльев чёрные. А вот хвост обычно короткий, у большинства видов закруглённый, с рулевыми перьями, которые помогают чайкам рулить – поворачиваться во время полета. У чаек хорошо развиты плавательные перепонки на ногах. Как вы думаете, зачем чайкам плавательные перепонки на ногах? Плавательные перепонки на ногах птиц помогают им плавать, грести ногами, как веслами.
Можете вспомнить других птиц, также как и чайки, имеющих на ногах плавательные перепонки?
(Можно предложить детям картинки с изображением различных птиц, из которых нужно выбрать водоплавающих, имеющих перепонки на ногах). Гуси, утки, пингвины, бакланы. Всех этих птиц можно назвать водоплавающими. Почему? Потому что они плавают в воде.

Живут чайки стаями. Что это означает? Чайки – птицы, любящие жить сообща, большими компаниями. Стая – это группа птиц или животных.
Один раз в году чайки гнездятся. Попробуйте догадаться, что значит «гнездятся»? Когда говорят, что птицы «гнездятся» - имеют в виду, что птицы строят гнезда, откладывают в них яйца и высиживают птенцов. Запомните это слово. Гнездятся чайки тоже стаями, рядом друг с другом, а иногда совместно с другими водными птицами. Чайка-самец, выбирает место для гнезда и строит его прямо на прибрежных скалах, среди камней или на морском пляже. Чайка-самка откладывает в готовое гнездо яйца и высиживает птенцов. А знаете ли вы, для чего птицы сидят на гнездах с яйцами? Чтобы своим теплом согреть яйца и защитить их от холода и врагов.

Дидактическое упражнение «Найди гнездо чаек»

Детям предлагаются картинки с изображением различных гнезд (на дереве, среди травы, в дупле, под крышей, на скалах), среди которых дети должны выбрать гнездо чайки. Воспитатель просит объяснить выбор, почему остальные гнезда не могут принадлежать чайкам.

Вылупившиеся из яиц птенцы покрыты густым пухом бледно-серого цвета с пестрыми пятнышками, ведь если бы птенцы были серебристо-белыми, как их мамы и папы, они бы были бы очень заметны и стали бы легкой добычей, а пестрая окраска помогает птенцам быть незаметными среди камней и укрыться от хищников. В течение двух недель птенцы остаются в гнезде, где за ними ухаживают оба родителя.

Динамическая пауза «Над волнами чайки кружат»

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя.
А над морем – мы с тобою.
(Дети машут руками, изображая полет чаек, бегаю врассыпную по ковру)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети садятся на колени, соединяют руки за спиной, поочередно отрывают ступни ног от пола в быстром темпе)

Корм чайки добывают себе как на воде, так и на суше — на морских просторах, в прибрежной зоне, на лугах и засеянных полях, даже на мусорных свалках.
Серебристая чайка – всеядная птица. Как вы понимаете значение слова «всеядная»? Всеядными называют тех, кто ест все, самую разную пищу: и растительную и животную.
В полях и на лугах чайки охотно поедают насекомых и мышей. От этого полям и лугам большая польза. А вы догадываетесь какая? Насекомые и мыши уничтожают урожай на полях, а чайки, поедая этих насекомых и мышей, помогают урожай сохранить.
Чайки хорошо держатся на воде, но ныряют крайне редко. Охотятся за рыбой, моллюсками, ракообразными, летающими и водными насекомыми. Разоряют гнёзда других птиц, питаясь их яйцами. Моллюсков, покрытых толстой раковиной, бросают с высоты пятиэтажного дома, тем самым разбивая скорлупу. Кроме того, многие чайки охотно поедают падаль или ищут себе пропитание среди пищевых отходов на свалках и вблизи рыболовецких судов. Некоторые чайки могут улетать на кормёжку на десятки километров от водоёмов. Кроме животной пищи, также поедают семена и ягоды.
Утром и под вечер чайки стаями посещают море и пляжи, где охотно поглощают ракообразных, мертвых рыб, выброшенных волнами водоросли и оставленный людьми съедобный мусор. И снова можно сказать, что чайки наши помощники. Почему? Они как санитары очищают пляж и море.

А сейчас предлагаю вам веселую считалку.

Считалка «Чайки»

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек – отвечай?

Разомнем пальчики и сделаем поделку из бумаги.

Пальчиковая гимнастика «Чайка»

Пальчики – головка,
Крылышки – ладошки.
(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за дружку, остальные пальцы сомкнуты)

Чайка вверх взлетает,
Над водой мелькает.
(Не разъединяя пальцы изображать полет птицы)

На волну присела.
(Соединить большой и указательный пальцы (голова), остальные пальцы сложить в кулачок (туловище). Опустить руку на стол и покачивать)

Тут же рыбку съела.
(Большой и указательный пальцы разъединяются и соединяются снова).

Конструирование «Летящая чайка»

Детям предлагается вырезать чайку по нарисованному контуру из листа бумаги, сложенного пополам. Затем дорисовать детали цветными карандашами (глаза, клюв, ноги с перепонками, концы крыльев). Затем в центре поделки протягивается иголкой нитка, завязывается узелок. Чайку можно держать за нитку. Дети обыгрывают поделку, двигая рукой, дуя на нее.

Вопросы:

Как называются самые крупные из крымских чаек?
За что они получили такие названия?
Зачем чайкам на ногах перепонки?
Как живут чайки – поодиночке, парами или стаями?
Как чайки гнездятся?
Почему чаек называют всеядными птицами?
Почему чаек называют санитарами?

Дополнительный материал к занятию:

«Чайки»

Мы сидели в небольшом кафе на берегу моря, пили нарзан и наблюдали, как гуляющие по набережной кормили чаек. Они бросали им куски булок. Чайки ловко подхватывали их на лету и при этом издавали резкие, пронзительные крики.
– И зачем это люди прикармливают таких бездельников, – недовольно ворчал мой приятель, студент Шура.
– Какие же они бездельники? – вступилась я за чаек. – Сколько им приходится полетать, чтобы поймать какую-то несчастную рыбешку.
– Вот именно, рыбешку. Сколько рыбы они уничтожают!
В это время из кухни вышел повар. Он подошел к перилам в конце террасы и выплеснул целый таз рыбьей требухи и разных кухонных остатков.
– Фу, какое безобразие! – возмутился кто-то их посетителей. – И как это позволяют разводить такую антисанитарию!
– Послушайте-ка, гражданин! – окликнул Шура повара, который, не обратив никакого внимания на замечания, направился с пустым тазом обратно на кухню. – Подойдите-ка сюда.
Повар подошел.
– Вы что же это мух плодите? – укоризненно сказал Шура. – Да и бездельников откармливаете!
– Это чайки-то бездельники? – удивился повар. – Что вы! Это мои помощники! И относительно антисанитарии вы не правы. Смотрите, как они все почистили.
И действительно, не прошло и пяти минут, как налетевшие тучей чайки прибрали все отбросы.
– Вы пройдите, – посоветовал повар, – за город к рыбачьим пристаням. Там всегда полно рыбьих отбросов. И если бы не чайки, то берег обратился бы в свалку. А они все подбирают.
– Это верно, – отозвался гражданин, сидевший за последним столиком. – Чайки – морские санитары. Конечно, они не без греха: уничтожают и живую рыбу. А сколько дохлой убирают! Кто бы ее, мертвую-то, в море собирал? А ведь она, разлагаясь, заражала бы и живую. Представляете, какая опасность грозила бы рыбьему поголовью, если бы не чайки!
Шура был смущен.
– А ведь я всегда считал этих длиннокрылых красавиц вредительницами, - признался он.
С этого времени он перестал так сердито поглядывать на чаек, а однажды даже сказал:
– Интересно бы посмотреть их гнездовья. Слышал я о птичьих базарах, но не ясно их представляю.
Вот как-то этим же летом довелось нам побывать на скалах, где во множестве селились чайки. Было время, когда птенцы уже покинули гнезда, и птиц на камнях не было. Мы ходили по уступам, в ямках лежала разбитая скорлупа, валялись перья и пух, торчали пучки сухой травы.
И вдруг, чуть ли не у самых наших ног закричала, забилась чайка. Она трепыхалась, рвалась, но почему-то не взлетала. Мы нагнулись к ней.
– Да она привязана! – воскликнул Шура.
– Не может быть!
Оказалось, чайка была не привязана, а приколота за крыло.
Осмотрев ее хорошо, мы поняли, что птица, по-видимому, напоролась крылом на острый стебель сухого рогоза еще в то время, когда высиживала птенцов из яиц. Освободиться не сумела. Так и осталась прикованной к гнезду. Самцу пришлось кормить и вылупившихся детей и их мать. Сейчас возле нее лежали полуживые кузнечики и две маленькие рыбки. Мы освободили пленницу, осторожно перерезав прутик, державший ее за крыло. Чайка взлетела и затерялась среди других птиц, которые с отчаянными криками носились над нашими головами, пока мы освобождали их подругу.
(По М. Звереву)

Подскажи словечко:

«Море, покачай-ка!» —
попросила … (ЧАЙКА)

Синеет море перед нами,
Летают … (ЧАЙКИ) над волнами.

Наевшись рыбы до отвала,
На море … (ЧАЙКА) отдыхала.

Скачать конспект занятия «Чайка»

Обо всём на свете:

В наши земли картофель в был завезен довольно поздно, в самом начале 18-го века, когда вся Европа уже давно употребляла этот продукт. Первые клубни привёз из-за границы известный новатор Петр I, которому по душе пришлись различные блюда ...

Читать дальше...