Щегол, конспект интегрированного занятия в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе, тема: «Щегол»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Познакомить детей с произведением В. Зотова «Сказка про щегла».
Расширить и закрепить знания о певчих птицах.
Упражнять в счете, сравнении совокупностей, измерении длины.
Совершенствовать изобразительные умения.
Познакомить детей со значением слова «щеголь», «щеголять». Ввести в активный словарь слова: хор, дирижер, солист. Упражнять в подборе слов-синонимов.
Развивать любознательность, мышление, слуховой анализатор, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к познанию нового.

Оборудование:

Книга В. Зотова «Сказка про щегла» с цветными иллюстрациями.
Раздаточные листы с рисунком заготовкой.
Простой и цветные карандаши, ластики, линейки, кассы цифр.
Аудиозапись голосов птиц.

Щегол, фото

Щегол

Ход занятия:

Сегодня главным героем нашего занятия будет птица.
Давайте вспомним, какими еще словами называют птиц? Птичка, пичуга, птаха. А как называют птичью детвору? Птенцы.

В мире существует огромное количество самых разнообразных птиц. Ученые разделяют всех птиц по группам. Многие из этих групп знакомы и вам. Например, перелетные птицы. Каких птиц называют перелетными? Перелетными называются птицы, ежегодно совершающие перелёты от мест гнездований на зимовки и обратно.
Может вы сами сможете назвать какие-то группы птиц? Назовите знакомых вам птиц из этих групп. Ласточки, грачи, стрижи, скворцы.
Городские – птицы, живущие рядом с человеком, в городе. Голуби, вороны, воробьи, галки, синицы.
Лесные – птицы, живущие в лесу. Дятел, кукушка, иволга, сорока, тетерев, глухарь.
Водоплавающие – птицы, обитающие на водоемах, умеющие плавать. Лебедь, цапля, утка, чайка.
Хищные – птицы, которые питаются другими птицами или животными. Коршун, сова, орел, сокол, ястреб.
Певчие – поющие птицы, издающие певучие, красивые звуки. Соловей, жаворонок, малиновка (зарянка), дрозд, чиж.

Как раз сегодня речь пойдет о певчей птице. О птичьем хоре, дирижере и солистах. Вам знакомы эти слова? Что они означают?
Хор – группа поющих вместе.
Солист – один исполнитель, поющий один.
Дирижер – музыкант управляющий хором.

Слушание аудиозаписи «Пение птиц»

Детям предлагается послушать пение певчих птиц, среди которого звучит карканье вороны. Предлагается ответить на вопрос: «Всех ли птиц, чьи голоса прозвучали, можно назвать певчими? Почему? Что это за птица?»

Еще нам встретится совсем незнакомое слово «щеголь».
Щеголь – это тот, кто нарядно, изысканно одет. А про того кто выставляет напоказ свою нарядную одежду, говорят – «щеголяет».

Вот теперь можно приступать к чтению сказки, написанной большим любителем птиц и природы вообще Владимиром Зотовым.

Чтение произведения В. Зотова «Сказка про щегла»

Жила в лесу птичка. Было у нее уютное гнездышко из бересты, мха, пуха. Питалась она насекомыми и семенами трав, любила летать по лесу, пересвистываться с другими птицами. Но больше всего на свете любила птаха петь. И все бы хорошо, да вот только вид у птички был невзрачный: маленькая, серая вся, как мышонок. Из-за этого она и в птичий хор идти стеснялась, боялась: засмеют! Но однажды все же отважилась, прилетела. Дирижер-дятел небрежно посмотрел на нее и даже слушать не стал.
– Уж очень вы некрасивы, – сказал он, – испортите своим видом весь птичий хор. Посмотрите, какие у нас нарядные солисты: на крыльях разноцветные перышки, а что за грудки, что за хвостики!
Обиделась птаха. Улетела далеко от всех в лес. Села на ветку кустика и плачет.
«Кап-кап-кап..» – падают на землю слезинки. Как раз под тем кустом, где сидела пичуга, росла красная земляничка. «Что такое, – удивилась она, – тучек на небе нет, а дождик идет». Присмотрелась, а это птичка горькими слезами заливается.
– Кто тебя обидел? – спросила ягодка.
Поведала ей птица о своей беде.
– Не печалься, – промолвила добрая земляничка, – я покрашу в красный цвет твой лобик.
– И я тоже тебе помогу, – рядом росла ягодка-черничка. Она покрасила черной краской затылок и часть крылышек бедной птички.

Раскрашивание цветными карандашами

Детям предлагается раскрасить части птицы красным и черным цветом.

Счет и сравнение совокупностей

Детям предлагается сравнить количество ягод земляники и черники, обозначить количество цифрами и сравнить.

Динамическая пауза «Птицы»

1. «Цапля»

Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше. То же самое и другой ногой).

Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню).

2. «Голуби»

Голуби летели,
(Махи руками)

На веточку сели.
(Присесть)

Веточка качается –
Неплохо получается.
(Наклоны туловища влево-вправо)

3. «Синица»

Скачет шустрая синица.
(Прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится.
(Прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.
(Кружимся на месте)

Вот присела на минутку,
(Присели)

Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!
(Прыжки на месте с ноги на ногу)

4. «Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,
(Бег с плавными движениями руками)

Прогнулись над водой,
Качают головой.
(Волнообразные движения верхней частью туловища)

Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
(Присели, руки отвели назад)

Сели, посидели,
Снова полетели.
(Встать, бег с плавными движениями руками)

- Продолжим чтение сказки.

Ромашка, что качалась на длинном стебельке, прикоснулась своими лепестками сначала к ее щечкам. А потом и к крылышкам. Стали они белыми-белыми.

Работа ластиком

Дети с помощью ластика стирают заштрихованные простым карандашом части птицы, делая их белыми.

Упражнение на соотнесение цифры и количества

Дети рисуют ромашке столько лепестков, какая цифра написана в ее серединке.

А солнышко выглянуло из-за тучки и брызнуло на другие перышки золотисто-желтой краской.

Раскрашивание цветными карандашами

Детям предлагается раскрасить перышки в желтый цвет.

Измерение длины

Дети с помощью линейки (или условной мерки) измеряют длину отрезков-«лучей солнца», сравнивают их.

Стала птаха нарядной и красивой. И от радости так и залилась, такую неслыханную трель вывела, что сам дирижер-дятел от удивления замер: кто это так прекрасно поет? Что за мастер?
Прилетел, послушал и пригласил невиданную птичку в свой хор.
Когда она явилась на лесную поляну, все солисты замерли, даже про ноты от восхищения забыли.
– Ах! В каком наряде щеголяет эта птица. Будто щеголь-щегол!
– Да уж, истинный щегол! – подтвердил дятел.

Скачать конспект занятия «Щегол»

Обо всём на свете:

В наши земли картофель в был завезен довольно поздно, в самом начале 18-го века, когда вся Европа уже давно употребляла этот продукт. Первые клубни привёз из-за границы известный новатор Петр I, которому по душе пришлись различные блюда ...

Читать дальше...