Ворона, конспект занятия по ознакомлению с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: «Ворона»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках ворон.
Познакомить детей с загадкой и пословицами о воронах.
Словарь: всеядный, падаль.
Продолжать учить детей рисовать птичьи яйца в гнезде, смешивать краски на палитре.
Упражнять в звукоподражании, развивать артикуляционный аппарат детей.
Воспитывать любознательность, интерес к птицам родного края, гуманное к ним отношение.

Оборудование:

Картинки и фотографии серой вороны, листы бумаги с нарисованным вороньим гнездом, оборудование для занятия рисованием акварельными красками, оборудование для воспроизведения аудиозаписи с голосом вороны.

Ворона фото

Ворона

Ход занятия:

Отгадайте загадку:

Загадка о вороне

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)

Вот она – серая ворона. (Показ картинок и фотографий). Какие слова в загадке навели вас на мысль о вороне? (Ответы детей). Ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Причем ворона из Крыма не поймет ворону из Киева, но если они встретятся и станут жить рядом, то очень скоро начнут понимать друг друга.

Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Любят селиться на боярышниках. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Боярышник хоть и не высок, но зато колюч. А это от врагов верная защита. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его.

Вороны очень радуются наступлению весны: распускают хвосты, подергивают крыльями и хрипло орут. Тогда же у ворон бывают свадьбы. Поначалу жених и невеста ходят друг около друга, враждебно напыжившись с полураспушенными крыльями и готовыми к бою клювами. И так день или два. Потом ворона отступает и подставляет голову, а ворон начинает нежно перебирать клювом у нее на голове перышки.
Яйца у серых ворон сине-зеленые, разрисованные темными пятнами. В гнезде их 3-5.

Давайте нарисуем их. На листочках у вас уже нарисовано гнездо. Вам нужно только нарисовать яйца. Сколько яиц можно нарисовать в вороньем гнезде? Каким цветом вы их раскрасите? Как получить необходимый цвет? Какие краски нужно смешать? Каким цветом нарисуем пятна на яйцах? (Ответы детей, выполнение работы).

Пока самка сидит на яйцах, самец кормит ее, охраняет, а в случае опасности родители в клювах переносят своих детишек в безопасное место. Птенцы поначалу голые, некрасивые, «малоразговорчивые». Голосок у воронят для нашего слуха не очень приятный. Но это для нас, а для родной их матушки вороны, как в русской пословице: «Нет лучшего певца для вороны, чем родной вороненочек». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

Давайте попробуем «поговорить» на вороньем языке – покаркать. (Звукоподражание).

Представьте себе, вы гуляете по лесу и вдруг на тропинке птенец. Он убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Он еще не умеет летать. Пропадет ведь, съест кто-нибудь! Надо ли «спасать» бедного птенчика? Что делать? Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Не надо трогать птенца. Он не пропадет, если вы его не поймаете и не унесете из родных мест. Они еще не умеют летать, зато умеют спрятаться, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их, кормят и спасают. Они даже переговариваются. Зовут птенцов, а малыши им откликаются особенными звуками, неслышными человеку, но понятными птицам.

Пришло время поиграть.

Игра «Вороньи гнезда».

Дети делятся на команды (по 3-5 человек) – обитателей вороньего гнезда (большой обруч). Под слова стихотворения дети бегают, размахивая руками «крыльями» и произнося в конце каждой строфы «кар-кар-кар». По команде « ночь» дети занимают свои места. Побеждает то «гнездо», которое заняло свой обруч первым.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
В своих гнездах засыпают:
Кар-кар-кар!

Чем же вороны питаются? Почему их называют «всеядными»? Подумайте, как образовалось слово «всеядный»? (Ответы детей).
Вороны едят грызунов, улиток, гусениц, жуков, ящериц. С удовольствием поедают зерна, картофель, орехи, ягоды. Частенько они разбойничают и в садах, пожирая черешню, вишню, инжир, груши, яблоки, шелковицу, орехи, виноград. Кроме того, вороны поедают мусор, оставленный людьми и падаль. Падалью называют остатки умерших, павших животных, птиц, насекомых. То есть, уничтожая мусор и падаль, вороны, как бы убирают, наводят порядок. За это их называют санитарами.

Вороны – очень прожорливые птицы. И разбойничают они не только в садах. Очень страдают от них гнездящиеся певчие птицы. За один присест ворона съедает всех птенцов. Если найдут вороны в гнезде яйца, то пробьют клювом дырку и выпьют.

Нападают вороны и на взрослых птиц. Настигают в полете голубя, например, хватают лапами и бьют клювом по голове. Горе и молодым зайчатам. Вороны убивают их одним ударом своего мощного клюва.

А кто же является врагом самих ворон? Это совы, куницы, ласки, хищные птицы.

Вопросы:

1. Как выглядит серая ворона?
2. Почему ворон считают умными птицами?
3. Почему ворон считают разговорчивыми птицами?
4. Как долго живут вороны?
5. Как вороны встречают весну?
6. Как проходят вороньи свадьбы?
7. Где вьют гнезда вороны? Как устраивают гнездо?
8. Сколько яиц бывает в вороньем гнезде?
9. Как заботятся о них родители?
10. Какими появляются на свет воронята?
11. Как заботятся о них родители?
12. Чем питаются вороны?
13. За что их называют санитарами?
14. Назовите врагов ворон?
15. Как разбойничают вороны?
16. Нужно ли поднимать выпавшего из гнезда птенца? Почему?

Скачать конспект занятия «Ворона»

Обо всём на свете:

В наши земли картофель в был завезен довольно поздно, в самом начале 18-го века, когда вся Европа уже давно употребляла этот продукт. Первые клубни привёз из-за границы известный новатор Петр I, которому по душе пришлись различные блюда ...

Читать дальше...