Аконит или борец, конспект занятия по ознакомлению детей с природой

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема занятия «Аконит или борец»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Цели:

Познакомить детей с ядовитым растением аконит.
Познакомить с легендой из книги Л. Згуровской «Август в Крыму».
Учить понимать образную речь.
Словарь: аконит, борец. Познакомить с выражениями: «потаенные места», «сверкать голыми пятками».
Закрепить умение рисовать фигуру человека, придавая ей черты сказочного персонажа – гнома.
Развивать связную речь, образное восприятие.
Воспитывать интерес к природе и художественной литературе.

Оборудование:

Картинки с изображением аконита, чертополоха, землеройки и гнома. Оборудование для рисования.

Аконит или борец, фото

Аконит или борец

Ход занятия:

О возникновении цветов сложено много легенд. Сегодня вы узнаете еще одну. Эта легенда о цветке Аконите и о гномиках. А знаете ли вы, чем легенда отличается от сказки ли рассказа?

Легенда про аконит

«Нет среди детей того, кто бы ничего не знал о добрых маленьких лесных человечках-гномах. Они в коротких сюртучках (длинных пиджачках), в остроконечных вязаных колпаках, в поперечно-полосатых чулках и чудесных крошечных башмачках. Хотя это сейчас в башмачках, а раньше он, говорят, босиком, бедные, по лесу бегали и всем жаловались. И зверушкам лесным, и птицам, и травам, и деревьям. Жаловались потому, что кололи и ранили им ноги всяческие коряги, камни и колючки.
Пожаловались деревьям, а те головами-кронами покачали и сказали, что они с корягами ничего общего не имеют, и потому помочь ничем не могут. К камням гномики не пошли.
Какой с ними разговор? Холодные они и бездушные.
Пожаловались кустарникам, а те тоже от своих колючек открестились и кивнули на шипастый чертополох. Мол, это он своими шипами не только чертей пугает, но и ножки гномовы из строя выводит. Потом подумали немного, помолчали и добавили: «Вы обязательно найдите его, может, если не пожалеет, то хоть советом поможет. Внешность у него колючая, а сам по себе он вроде бы добрый».
Пошли гномики чертополох искать. Искали, искали, в самые потаенные места заглядывали, и все напрасно, и если бы не крошечная землеройка, живущая на обочине леса, так бы и не нашли. Землеройка сказала им, что чертополох живет неподалеку от нее в соседнем овраге. Нашли гномики чертополох, подойти близко боятся, издали про свои беды рассказывают. Чертополох на поверку добряком оказался. Он действительно сверху колючий, а внутри хороший. Выслушал он гномиков и говорит: «Я к вашим бедам непричастен, ножек ваших не ранил. Вы же лесные жители, а я в лесу редкий гость, в степи живу, на разных овражьих обочинах. Так что вины на себя взять не могу, но кое-что посоветую: на лугах и лесных полянах Горного Крыма растет Аконит. Он красивый, сильный. Такой сильный, что его люди даже «борцом» называют. Так вот, как раз сейчас, в середине лета, на его высоком, стройном стебле столько башмачков висит, что иному обувному магазину на зависть. На всех хватит». – «Как это башмачки на стебле?» – удивились гномики. «А вот когда найдете аконит, так сразу все и поймете, но самое главное, чтоб поделился с вами он башмачками, пожалел вас. И еще помните: найти вам его надо сейчас, в июле. Позже отцветет, тогда вам его не узнать, палка палкой будет стоять». Поблагодарили гномики чертополох, вернулись в лес и стали искать солнечные поляны. К вечеру заморились, забрались в развилки деревьев и заночевали, свесив вниз босые ноги и головы в колпачках с кисточками. Утром встали и вновь за поиски. Нашли не один, а целую полянку аконитов, и росли они все неподалеку от двух дубов, рядом с группкой ярких пупырчатых мухоморов.
Акониты действительно были сильны, красивы и высоки. Их метровые стебли (показ метра линейкой или рулеткой) были просто облеплены цветками, которые по форме точь-в-точь крошечные голубоватые башмачки, а по размеру как раз по ножкам гномов.
Обрадовались гномики, колпачки из уважения сняли, кланяются аконитам и ноги свои окровавленные им показывают. Акониты сразу все поняли, пожалели крошечных человечков, велели им колпачки надеть и каждому разрешили взять себе по паре башмачков, какие кому приглянутся. Обулись гномики, поклонились еще раз до земли, поблагодарили и ушли в лес. Цветков-башмачков всем хватило, да еще и аконитам много осталось. Им ведь тоже надо было цвести, семена завязывать и род свой продолжать.
Вот так и обзавелись башмачками гномики, не сверкают теперь по лесу голыми пятками, не метят лесные тропы капельками крови, вот только голубоватые по окраске цветки аконитов, случается, чуть-чуть розовым кажутся. Но это действительно «чуть-чуть», не присмотришься внимательно, не заметишь. Это, наверное, раненые ножки гномов наследили, напоминают нам, чтобы жалели люди, не обижали лесной народ, будь то дерево, гномик или зверушка малая».

Динамическая пауза «Гном»

Есть в лесу на дубе дом.
(Руки над головой изображают крышу дома)

В нем живет малютка гном.
(Присесть на корточки)

К нему идут зверушки
(Встать. Ходьба на месте)

Попрыгать, поиграть.
(Прыжки на месте)

Косули и бельчата,
Ежата и зайчата,
Куницы и лисята.
(Ходьба на месте с полуповоротами туловища и движениями рук)

Идут после охоты
Попрыгать, поиграть.
(Прыжки на месте)

Фазаны и зарянки,
Совы, дятлы, куропатки.
(Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть)

У всех одно и то же –
Попрыгать, поиграть.
(Прыжки на месте)

Есть в лесу на дубе дом.
(Руки над головой изображают крышу дома)

В нем живет малютка-гном.
(Присесть на корточки)

К нему идут зверушки
(Встать. Ходьба на месте)

Попрыгать, поиграть.
(Прыжки на месте)

Вопросы:

На что жаловались гномики?
К кому они пошли со своими жалобами?
А кому не пошли? Почему?
Чем отличаются деревья от кустарников?
К кому посоветовали отправиться гномикам кусты?
Как вы понимаете выражение «потаенные места»?
Кто подсказал гномикам дорогу к чертополоху?
Что посоветовал гномикам чертополох?
Помогли ли гномикам акониты? Как?
Почему люди называют аконит еще другим названием – борец?
Как вы понимаете выражение «сверкать голыми пятками»?
Почему у голубых аконитов бывает розоватый оттенок?

Ребята, а сейчас запомните очень важное: все растение аконит - от корней до пыльцы - чрезвычайно ядовито, ядовит даже запах. В древности делали из аконита яд для стрел, отравляли приманку для крупных хищников и питьевую воду при нападении врага. Раз аконит такой ядовитый, нельзя не то что рвать его, даже нюхать. Если повстречаете его во время прогулок на природе – любуйтесь издалека.

Дидактическая игра «Такой или не такой»

Аконит высокий или низкий?
Аконит слабый или сильный?
Аконит растет на клумбах или лугах и полянах?
Аконит цветет весной или летом?
Аконит облеплен цветками или имеет всего один цветок на стебле?
Цветы аконита по форме напоминают шапочки или башмачки?
Аконит растение ядовитое или неядовитое?

А сейчас давайте нарисуем гномиков. Вспомните, какие они? Они в коротких сюртучках, в остроконечных вязаных колпаках, в поперечно-полосатых чулках и чудесных крошечных башмачках.

Рисование «Гномик»

Детям предлагается нарисовать одного гномика из легенды про аконит.

Скачать конспект занятия «Аконит или борец»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...