Лебеда, конспект занятия-наблюдения в старшей группе

Конспект наблюдения в природе в старшей группе, тема: «Лебеда»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о понятиях «сорняк», «медонос».
Познакомить с пословицами о лебеде.
Подвести детей к выводу о мудрости природы, о необходимости беречь каждое растение.
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Ход наблюдения:

Если у вас есть огород, значит, она там растет. Редко можно встретить огород, где среди грядок не попался хотя бы один кустик лебеды.
В народных пословицах говорятся, «Лебеда - для посевов беда», «Сеяли рожь, а косим лебеду», потому что лебеда — это злостный сорняк, растущий в огородах, садах, на полях, возле жилищ и по обочинам дорог практически по всему миру. К тому же лебеда очень быстро растет, иногда образуя целые заросли.
Лебеда холодостойкое растение и засухоустойчивое (правда, при продолжительной засухе ее листья становятся мелкими и грубыми).
Как вы понимаете эти слова - «холодостойкая», «засухоустойчивая»? (Ответы детей). Стойкая к холодам и засухе.

Вы можете подумать, что лебеда невзрачное и зловредное растение, и потому не нужное. Это не так. Ведь именно лебеда, которая не боится засухи, очень часто становилась спасительницей многих народов. В давние и не очень давние времена из-за засухи, неурожая, войн люди голодали. У них совсем не было пищи, от голода умирали целые семьи, деревни. Молотые плоды лебеды добавляли в ржаную муку и пекли хлеб. Хлеб получался горьким, черным – похожим на землю. Он был грубым, быстро черствел, хрустел на зубах и обдирал горло. От такого хлеба болел живот, люди худели, бледнели, но... выживали. Потому и говорили: «Не беда, коль во ржи лебеда, две беды, когда ни ржи, ни лебеды».

Лебеду можно отнести к медоносам. Какие растения мы называем медоносами? (Ответы детей). Медоносы — это растения Летом лебеда выручает пчел, «кормя» их в то время, когда весенние растения медоносы уже отцвели, а летние еще не зацвели.

Используют лебеду и в народной медицине – для лечения желудка, а свежие листья прикладывают к ранам.

Существуют и декоративные сорта лебеды – с пурпурными, красными, пестрыми листьями. Этих красивых родственников лебеды высаживают на клумбах для украшения городов.

Как видите, не бывает у мудрой природы ничего ненужного, всякая травка для чего нибудь да сгодится.

Название «лебеда», скорее всего, происходит от белой сыпи на листьях и родственно слову «лебедь» и латинскому albus — «белый».

Сейчас вы видите перед собой лебеду копьевидную. Взгляните на ее листья. На молодых листьях вы видите беловатый налет, как будто муку сверху насыпали. Форма листа похожа на наконечник копья. Потому-то лебеда копьевидная. На нашей планете растет множество разных видов лебеды. Среди них есть и съедобные и ядовитые.

Лебеда садовая - почти забытое съедобное растение. В некоторых странах ее выращивают как овощную культуру.
В пищу употребляются молодые листья, которые идут на салаты, или их отваривают и приготовляют пюре. Зрелые семена идут на крупу, из которой получается довольно питательная и вкусная каша.

В Крыму растет 8 видов лебеды, среди них ядовитых нет.
Лебеда раскидистая, татарская, простертая, мелкоцветковая, розовая и другие. Давайте поразмышляем о происхождении этих названий.

Вопросы на закрепление:

1. Почему в народных пословицах говорятся, «Лебеда - для посевов беда», «Сеяли рожь, а косим лебеду»?
2. Как лебеда спасала целые народы?
3. Какую еще пользу приносит лебеда людям, пчелам?
4. С каким видом лебеды вы сегодня познакомились?
5. Почему лебеда копьевидная получила свое название?
6. Какие виды лебеды, растущей у нас в Крыму вы запомнили?

Скачать конспект занятия-наблюдения «Лебеда»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...