Мята, конспект занятия-наблюдения в детском саду

Конспект наблюдения в природе в старшей группе, тема: «Мята»

Автор занятия-наблюдения: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями. Закрепить знания о понятиях «медоносное растение», «лекарственное растение», «эфирное масло». Закрепить знания о значении слов: кулинар, стоматолог. Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Мята фото

Мята фото

Ход наблюдения:

Может быть вам знакомо это растение? Потрите его листочек и ощутите аромат. (Ответы детей). Это мята.

Имя растению дали древние греки в честь красавицы нимфы Менты, возлюбленной владыки подземного царства Плутона. Там, где жила Минта, воздух всегда был сказочно чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных исцеляла, а старикам дарила долголетие. Ревнивая его супруга превратила несчастную в растение с нежным, холодным запахом. Позже, это ароматное и красивое растение стало известно на весь мир под названием Mentha. Мы называем его мята.

Растет мята на берегах водоемов, влажным местам, в канавах, на лесных опушках. Мята — свето и влаголюбивое растение. Что это значит? (Ответы детей). Это растение любит свет и влагу.

У нас (в Крыму) произрастает 7 видов мяты: полевая, блошница, мелкоцветковая, водяная, болотная, длиннолистная и колосистая. Давайте поиграем в игру «О чем говорят названия растений» и попробуем сами догадаться о происхождении названий разных видов мяты, растущей в наших краях.

Проводится дидактическая игра «О чем говорят названия растений».

Из мяты получается великолепный мед. Мед, собранный пчелами с цветков мяты, янтарный, приятного вкуса, ароматный, чуть холодящий.

Из свежих листьев и побегов мяты получают эфирное масло. Эфирное масло — это пахучая жидкость, которую делают из пахучих растений. С древних времен из масла мяты делали духи с освежающим ароматом. (Можно показать детям флакончик с эфирным маслом мяты).

Врачи-стоматологи хорошо знакомы с мятой. А вы знаете, что лечат стоматологи? (Ответы детей). Стоматолог — это зубной врач, лечащий зубы, десны, все что находится во рту. Мятой полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежесть дыханию и уничтожает бактерии.

Кулинары тоже весьма уважают мяту за ее холодящий вкус и аромат. Кто такие кулинары? (Ответы детей). Кулинар — это человек, который умеет вкусно готовить еду, повар. Свежие листья добавляют в салаты, супы, мясные и рыбные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. (Можно предложить детям попробовать мятные леденцы).

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах и многих других заболеваний. Если человек устал или его укачивает на корабле, можно подышать ароматом масла из мяты, и все пройдет.
Если на подушку капнуть несколько капель мятного масла, то комары и москиты и близко не подлетят — боятся они запаха мяты.

Вопросы на закрепление:

1. Каким образом мята получило свое название?
2. В каких условиях любит расти мята?
3. За что уважают мяту кулинары? Врачи-стоматологи?
4. Можно ли назвать мяту лекарственным растением? Почему?
5. Можно ли назвать мяту медоносным растением? Почему?
6. Можно ли назвать мяту эфиромасличным растением? Почему?
7. Какие виды мяты, растущей у нас в Крыму, вы запомнили?

Дополнительный материал к занятию:

Загадки о мяте

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – ...
(мята)

Есть в лесу, есть в квасу,
Есть в конфетке и в таблетке.
В травке - море аромата!
А зовётся травка ...
(мята)

Душиста и на вкус приятна.
Кладётся в чай. Да это ...!
(мята)

В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт.
(мята)

Сказка про мяту

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.
– Что случилось? – перепугалась жена.
– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.
– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.
Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.
Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Скачать конспект занятия-наблюдения «Мята»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...