Омела, конспект занятия-наблюдения по родной природе в старшей группе

Конспект занятия-наблюдения по родной природе в старшей группе, тема «Омела»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Познакомить детей с омелой, понятием «растение-паразит».
Словарь: омела, паразит.
Закрепить знания детей о деревьях.
Развивать мышление, умение загадывать загадки.
Воспитывать экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Картинки с изображением омелы или срезанные ветви омелы.

Омела фото

Омела

Viscum

Плоды омелы

Ход занятия:

Жила-была девочка – мамина любимица. Мама работала, а дочка ничего делать не хотела, жила белоручкой. Выросла дочка красавицей. А не поумнела – живет припеваючи на мамин счет. Знаете, на кого она похожа? На ведьмину метлу. Ведьминой метлой называют вот это растение. По-научному ее омелой называют.
Зачем омела забралась на верхушку тополя? Почему бы ей на полянке не расти? А потому, что она, как та мамина дочка-белоручка, работать не хочет. Вырасти она на полянке – пришлось бы ее корням в земле соки искать, добывать. А забралась на верхушку тополя – тополиные корни добывают соки из земли, вверх по стволу посылают веткам, листьям, цветам, плодам, а омела сок этот у дерева отнимает и питается.
Как же влезла она на верхушку дерева?

А вот как. Ягоды у омелы сочные, птицы любят ими кормиться. Взлетит на дерево птица, раздавит лапкой ягоду, вытечет липкий сок и приклеит к птичьей ножке омелино семечко. Птица на другое дерево перелетит и семечко омелино перенесет. А семечко быстренько выпустит корешок с подушечкой, из которой выглянет крошечный и острый, как иголочка, присосок. Он проколет кору и доберется до сока. А сок дерева – это его кровь.

Растет и хорошеет омела на чужой счет. На следующий год ее корни разрастутся под корой тополиных веток и хозяйничают там по всему дереву. То тут, то там на этих корнях вырастают побеги. Они протыкают кору дерева и разрастаются в пышные ведьмины метлы.

Тополь слабеет, может засохнуть. А что до того бездельнице-омеле?

Вы хотите сказать, что надо ее уничтожать? Конечно, надо, но очень трудно. Оборвать все метлы можно. Но какой от этого толк? Корни-то под корой остаются. Как их оттуда уберешь? Даже если часть веток отрубишь, все равно толку не добьешься: хоть крошечный кусочек ведьминого корня да останется под корой и снова прорастет.

И морозов омела не боится. Даже февральские метели не мешают ее цветению.

Динамическая пауза «Парк»

В парк зеленый на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
В парке мы гулять начнем,
Может быть, что деревьях
И омелу мы найдем.

Омела живет на теле ивушки, яблони, груши почтенного возраста, прячется в тополях, боярышниках, овладевают даже гордым и могучим дубом, который со временем станет усыхать, а потом умрет. Но гибель деревьев случается редко. Омела-паразит – растение умное. Обычно оно бережет своего хозяина, потому, что его смерть приведет и к смерти омелы.

Такие растения, которые живут чужим соком, на чужой счет, называются паразитами. Повторите это слово и запомните.

Но не бывает так у мудрой природы, чтобы какое-то дитя ее было совсем вредным и бесполезным. Даже паразит-омела приносит пользу. Из нее делают лекарства, помогающие от многих болезней. И вот что интересно, омела, растущая на разных деревьях, лечит разные заболевания.

Игра «Знатоки природы»

Дети по очереди достают из мешка бочонки с номерами.
Воспитатель читает текст с загадкой под выбранным номером, а ребенок должен узнать, о каком растении идёт речь.

Загадки о деревьях

1. Не жалеет желудей
Ни для птиц, ни для зверей,
Потому так всеми люб
И живет веками...
(Дуб)

2. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

3. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(Тополь)

4. Круглые, румяные
Плоды на моих ветках.
Любят лакомиться ими
Взрослые и детки.
(Яблоня)

5. На этом дереве плод
Сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
Очень он на вкус хорош
И на лампочку похож.
(Груша)

6. Стоит дерево кудряво, а когти волчьи.
Кто подойдёт, того и обоймёт.
(Боярышник)

Вопросы:

1. Почему омелу сравнивают с дочкой-белоручкой?
2. Как разрастается омела?
3. Кто и каким образом разносит ее семена?
4. На каких деревьях любит селиться омела?
5. Как еще называют омелу?
6. Какой вред причиняет омела дереву, на котором селится?
7. Часто ли гибнут деревья от соседства омелы? Почему?
8. Есть ли польза от омелы? Какая?

Скачать конспект занятия «Омела»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...