Сосна, конспект занятия по родной природе

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Сосна»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.
Словарь: древесина, «с натуры».
С помощью скороговорки отработать произношение звука «с».
Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще.
Закрепить понятие «слева направо».
Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок в природу.

Оборудование:

Рисунки сосновой и еловой ветвей, шишки молодые, зеленые и раскрывшиеся, фотографии, рамка для картины из сосновой древесины.

Сосна

Сосна

Сосна фото

Сосна

Сосна

Сосна

Сосновая шишка фото

Сосновая шишка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся поближе с хорошо знакомым вам деревом. Совсем недавно мы наблюдали за ним. Если бы деревья умели разговаривать, то это дерево представилось бы так: «У меня длинней иголки, чем у елки». Догадались ли вы, как зовут это дерево? (Ответы детей). Это сосна.
Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Вспомните легенду «Родник Святославы». Так и осталась бы наша Лысая гора навсегда лысой и заросшей сорной травой, если бы на помощь не пришли сосны. Взгляните на эту современную фотографию Лысой горы. Узнаете? Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был на Лысой горе? Что вы там делали? (Ответы детей). Я надеюсь, вы вели себя там как в гостях у природы, не шумели, не мусорили, ничего не ломали. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает».
А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Я хочу предложить вам выучить и постараться как можно быстрее произнести вот такую скороговорку:

Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.

(Дети разучивают скороговорку и пробуют произнести ее быстро. Воспитатель обращает внимание на четкое и правильное произношение звука «с»).

Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется. Взгляните на шишки у себя на столе и разложите их в порядке созревания. Какая шишка была сначала, какой стала потом. Напомню вам, что выкладывать нужно слева направо. (Дети выполняют задание).

Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Долго растет сосна.

Давайте поиграем.

Физминутка «Сосна»

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну –
(Все ходят по кругу вокруг «сосны»)

Вот, вот!
(Присесть)

Пускай наша сосна
(Медленно встать)

Растет, растет!
Вырастай ты, сосна,
(Поднять руки вверх)

Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна,
(Развести руки в стороны)

Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна,
(Делают «пружинку»)

В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего),
(Хлопают в ладоши)

Покружись для нас!
(Ведущий танцует, кружится)

А мы с этой сосны
Шишки срывать будем.
(Приближаются к ведущему)

От нашего Сережи
(Стараются дотронуться до ведущего)

Убегать будем!
(Дети убегают, ведущий их ловит)

Вы-то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди сосновую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли.

Еще люди использовали смолу сосны, как клей и как смазку.
Из сосновой хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Еще сосну можно назвать новогодним деревом. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Сосну часто наряжают к празднику Нового года.
Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о сосне:

Вопросы:

1. Как различить сосну и ель?
2. Как появляются на сосне шишки? Как вырастает новое дерево?
3. Чем одаривает сосна человека?
4. Чем одаривает сосна птиц и зверей?
5. Что делают из сосновой древесины сейчас и в старину?
6. Как нужно вести себя во время прогулок на природе?
7. Какие пословицы о сосне вы сегодня узнали? Как вы их понимаете?

Сейчас я предлагаю вам нарисовать сосновую ветку с натуры. «С натуры» - это значит рисовать, глядя на настоящий предмет. Эту сосновую ветку, сломанную сильным ветром, мы с вами подобрали на нашей игровой площадке. Мы будем смотреть на эту сосновую ветку и рисовать ее такой, какая она есть. Вот это и называется – рисовать с натуры. (Рисование).

Во второй половине дня:

Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (или «Сестрорецкий бор»). Ручной труд «Поделки из шишек».

Скачать конспект занятия «Сосна»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...