Опыт работы воспитателя на тему «Формирование элементарных представлений о космосе»

Опыт работы воспитателя на тему «Формирование элементарных представлений о космосе»

Автор: Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна, воспитатель МДОУ «Ергачинский детский сад».

Необходимость изучения данной темы возникла в 2003 году, после того, как проанализировала программу «Детство» и модель выпускника детского сада, пришла к выводу, что, недостаточно освещен раздел Госстандарта «Развитие элементарных естественнонаучных представлений». Для того, что бы восполнить упущения разработала перспективный тематический план по развитию элементарных естественно – научных представлений у детей. Начала работу в первую очередь с родителями, так как без их поддержки, помощи и заинтересованности было бы намного сложнее реализовать задуманные мной идеи. В 2003-2004 учебном году я работала с детьми старшего дошкольного возраста. Подведя итоги проделанной работы, и проанализировав диагностические результаты, разработанной мной диагностики выявила, что концу учебного года 75% (6 детей) научились определять космический адрес планет во вселенной и моделировать созвездия, 87% (7 детей) знают, что луна является естественным спутником Земли, имеют представления о созвездиях. Так же высокий уровень знаний показали 63% (5 детей) по вопросам знания того, что на Земле живут люди разной национальности, научились моделировать солнечную систему и имеют представление о звездах. Средний уровень знаний у 37% детей (3 человека) по вопросам: знание того, что на Земле живут люди разной национальности; умение моделировать солнечную систему, 75% (6 детей) на среднем уровне умеют ориентироваться на глобусе, находить кометы в солнечной системе, определять влияние расстояния до солнца на количество дней в году на разных планетах.

Продолжила изучение данной темы по нескольким причинам: во-первых, посчитала, что данный вопрос изучен мной не в полной степени и есть перспектива работы на будущее; во-вторых, в 2004-2005 учебном году группа, на которой я работала, по ряду причин стала разновозрастной (2-ая младшая – подготовительная) и дети младшего дошкольного возраста оказались невольными свидетелями моих взаимодействий с детьми старшего дошкольного возраста в процессе развития планетарного мышления детей. И естественно, малыши заинтересовались и стали участниками некоторых наших проектов, сюжетно-ролевых игр и экспериментов.

Развитие планетарного мышления осуществляется по средствам макрофакторов влияющих на успешную социализацию дошкольников, к которым относят космос, планету, общество, государство. В плане решения воспитательных задач эти факторы создают объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу. Как известно, к макрофакторам относят, космос и за играми в гороскопы стоит пока еще практически не изученное влияние космических сил на психику и биологическое функционирование организма человека. И если медицина уже чаще всего не пренебрегает учетом таких воздействий, то психологи, и особенно педагоги их не учитывают.

С давних пор люди интересовались устройством Солнечной системы и сочетанием звезд, но как объяснить дошкольникам, что такое Солнечная система, ведь мы никогда ее не увидим? Сделать это можно с помощью различных макетов. Мы с родителями на творческих вечерах оборудовали мини-планетарий в умывальной комнате нашей группы. Изучив энциклопедические данные построения солнечной системы, на потолке получился макет вселенной с солнцем, планетами, соответствующими соотношению размеров во вселенной, кометой, орбитами, на стенах разместились различные созвездия соответствующие зодиакальным знакам. Это позволило расширить территорию для детских игр, у детей появилась еще одна, из немногих, возможность группироваться в соответствии с игровыми интересами и играть, не мешая, друг другу. В 2005-2006 учебном году дети и родители средней группы принимают активное участие в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космодром», дидактических и развивающих игр способствующих развитию планетарного мышления дошкольников. Совместно с родителями мы разработали и оформили:

Альбомы: «Космическая техника будущего»; «Тайны далекой планеты».
Мнемодорожки: «Кого я встретил в космосе»; «Где я был во сне»;
Дидактические игры: «Картотека созвездий»; «Собери планету»;
Развивающие игры: игра-путешествие «Доберись до солнца»; игра-моделирование «Солнечная система».
Картотеки: описаний космических тел и явлений.

Тайны звезд, космоса, планет необыкновенно притягивают к себе ребят. Наши дети оказались благодарными потребителями материалов предложенных им взрослыми. В космонавтов с удовольствием играют все дети: «летают в космос»; путешествуют по космическим галактикам; превращаются в инопланетян и в разных инопланетных существ. Как только у детей появляется свободное время, они сразу спешат в мини-планетарий и мгновенно перевоплощаются, фантазируют и грезят о путешествиях в другие миры.

Еженедельно в группе проводится кружок «Звездочеты», где дети знакомятся с такими понятиями как: солнце, луна, небо, земля, звезда, созвездие и др., наблюдают за солнцем в течение суток, получают первые представления о Солнечной системе, расширяют знания о разных профессиях, изучающих космос. Дети учатся находить ответы на вопросы и проблемные ситуации, экспериментируя, анализируя и делая элементарные выводы.

Проанализировав проведенную диагностику знаний и умений детей среднего дошкольного возраста на начало учебного года, выявила, что высокий уровень знаний по разделу освоение элементарных научно-естественных представлений не показал ни один ребенок. У 40% (6 детей), выявила средний уровень знаний по вопросу умения определять части суток. 20% (3 ребенка) имеют средний уровень представлений о глобусе и 60% (9 детей) имеют средний уровень представлений о профессиях связанных с освоением космического пространства. По вопросам: наличие знаний о названиях планет; представлений о понятиях «космос», небо, земля, звезда, о том, что наша планета круглая и о солнечной системе все обследуемые дети показали низкий уровень знаний. Проведя контрольные срезы знаний детей на первое полугодие, определила, что 7% (1 ребенок) имеет высокий уровень знаний, а 93% (14 детей) средний уровень в вопросе умения определять части суток. Так же 100% (15 детей) имеют высокий уровень при нахождении солнца и луны на иллюстрациях. 57% (8 детей) имеют представления о том, что наша планета круглая. Большинство детей имеют средний уровень представлений о названиях планет, о понятиях небо, земля, звезда и о солнечной системе.

Таким образом, далекие непостижимые, доступные только нашему осязанию, космические тела, бесспорно, влияют на успешное формирование личности ребенка. Поэтому планирую продолжать изучать начатую тему, создавая условия для успешной социализации малышей в обществе, формируя планетарное мышление и расширяя представления о космосе.

Скачать статью на тему «Формирование элементарных представлений о космосе»

Наши партнёры:

Новые материалы в разделе:

Что-то новенькое:

Контакты:

Поделиться:

Последняя запись в блоге:

В небольшой итальянской деревушке Феррандина, что находится в самом центре региона Базиликата, живет очень необычный итальянец - бывший учитель по имени Антонио Ла Кава. Антонио создал библиотеку на колесах (Bibliomotocarro) и вот уже на протяжении многих лет он разъезжает по равнинам ...

Читать дальше...