Организация работы педагога на занятии

Организация работы педагога на занятии в формате технологии блочно-тематического планирования

Автор: Ирина Леонидовна Врабий, воспитатель МДОУ № 21, г. Добрянка.

Сегодня большинство воспитателей ДОУ испытывают определенные трудности в разработке конспектов предметного, комплексного и интегрированного занятий. Занятие является одной из важных форм планирования и организации взаимодействия педагогов с детьми. От качества проектирования содержания занятия в детском саду напрямую зависит качество освоения детьми предлагаемой информации. В формате технологии блочно-тематического планирования особый интерес для меня представляют подходы к отбору содержания, требования к разработке конспекта и особенности организации процесса взаимодействия с детьми на занятиях разного типа. Составляя конспект занятия по любой образовательной области (деятельности), целесообразно указывать:

1. В каком месяце года проводится занятие, неделя месяца, число, время проведения, возрастная группа.
2. Вид занятия, отражающий содержание и направление работы с детьми: речь, ФЭМП, МУЗО, ИЗО, физкультура, конструирование, познавательное и/или вид осваиваемой детьми деятельности: музыкально-исполнительская, связная речь, творческое рассказывание, ознакомление с окружающим (экология), грамматика, рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.п.
3. Организация вариативных форм содеятельности педагога с детьми предполагает разные модели организации занятия:

Обучающее» занятие

Предполагает трансляцию педагогом необходимого объема знаний, презентацию приемов и способов деятельности, моделей поведения. Приоритет активности отдан педагогу.

Репродуктивное занятие

Предполагает использование приемов, опосредующих обогащение компетенции детей, репродукцию усвоенных ранее знаний и умений с правом дополнения и незначительной интерпретации. Взаимодействие педагога с детьми приобретает паритетный характер. Педагог контролирует адекватность и результативность деятельности детей.

Обобщающее занятие

Открывает возможности для совместного моделирования содержательного обобщения, выявления значений и субъективных смыслов освоенного знания, организации «переживания – деятельности», сотворчества в продуктивной деятельности и обогащения эмоциональной и рефлексивной деятельности. Активность педагога и детей носит паритетный характер.

Контрольное» занятие

Решает задачи мониторинга достижений детей в деятельности, уровне осведомленности в содержании освоенной образовательной области и пр. Детям предоставляются максимальные возможности для проявления самостоятельности, творческого преобразования полученных знаний, актуализируются знания, представления и умения их целесообразного использования. Ребенок активен в организации самостоятельной и совместной деятельности, определение замысла предстоящей работы, создание продукта, выражении субъективного отношения к содержанию деятельности. Педагог «принимает» любой результат работы ребенка без оценки, «мягко» использует приемы анализа.

4. Тип организации занятия: а) предметное; б) комплексное; в) интегрированное.

1) Тема занятия может определять: краткое целеполагание («О чем рассказывает одежда?»), образное название предстоящей деятельности (рассказ на тему На заборе, на крылечке все блестит и все бело»; «Ателье куклы Барби»), мотив предстоящей деятельности («Будем строить новый дом?»).

2) Программное содержание и задачи занятия:
• Обучающая задача – конкретизирует то, чему обучаем детей на данном занятии (так на занятиях изобразительной деятельностью обучающая задача трансформирована в «изобразительную», т.е. ясно определяющую, какому изображению и как будете учить ребенка);

• Формирующая задача – определяет и конкретизирует организацию процесса формирования, совершенствования умений, знаний детей в обозначенной деятельности; приемов и способов работы с различными материалами и инструментами (например: совершенствовать умение создавать пластическое изображение конструктивным способом);

• Воспитательная задача – направлена на формирование качеств личности ребенка (субъективно-ценностного отношения: к труду – трудолюбия; к живым существам – эмпатии, сострадания; к сверстникам – доброжелательности и т.п.);

• Развивающая задача – конкретизирует и уточняет направленность образовательного процесса на развитие когнитивного потенциала детей (воображения, памяти, внимания и пр.); природных задатков и специальных чувств (чувства формы, пространства, времени, ритма, композиции и т.п.);

• Творческая – определяет доступный уровень самостоятельности детей на данном занятии.

3) Описание подготовительной работы к занятию.

4) Материал к занятию: статичный, раздаточный, наглядный и пр.

5) Индивидуальная работа с детьми на занятии.

6) Описание хода занятия, которое может быть представлено: а) сценарием – т.е. подробным описанием всего хода занятия; б) развернутым описанием приемов, последовательно используемых в ходе занятия.

7) Форма проведения анализа результатов детской деятельности и рефлексии в конце занятия. Вопросы к анализу продуктов и результатов детской деятельности должны обязательно прописываться в конспекте и планироваться, исходя из поставленных на занятии задач! Формы анализа могут быть разнообразными: обыгрывание продукта деятельности, беседа с детьми об их работах, сравнение нескольких работ, рассказ о понравившейся работе и т.п. Рефлексия проводиться обязательно, в форме – адекватной характеру занятия.

Возможность на ограниченном образовательном материале эффективно решить задачи разностороннего развития детей можно рассматривать как достоинство современных образовательных программ, реализуемых не только в ДОУ, но и в школе. Приоритетным целевым направлением реализуемой нами технологии является оптимальное содействие обогащению познавательно-эстетической компетентности детей не за счет увеличения объемов информации (нового знания), а за счет ее уменьшения. Заменой несоразмерным детскому возрасту объемам информации должны стать лаконичные, структурированные знания, опосредующие легкость формирования репрезентативных структур мышления. Сформированные с помощью педагога знания, должны раскрывать детям возможности самостоятельного их обогащения новыми сведениями, актуальными для возраста и индивидуальных предпочтений. Приоритетные принципы организации работы педагога в рамках технологии блочно-тематического планирования, это принципы научности и доступности, предлагаемых детям знаний. Пагубная тенденция взрослых выражать мысли не точно, использовать слова не по назначению, как в зеркале отражается в характере и уровне компетентности детей в той или иной области познания.

На примере тематического блока «Одежда» рассмотрим вариант отбора содержания знаний и организации интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей пятого года жизни.

О чём «рассказывает» одежда?

Скачать статью «Организация работы педагога на занятии в детском саду в формате технологии блочно-тематического планирования»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...