Психологический портрет мальчиков и девочек

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Психологический портрет мальчиков и девочек»

Автор: Букина В.И., педагог-психолог МБУ детского сада № 73 «Дельфин» г. Тольятти.

Цель встречи:

Актуализировать и уточнить знания педагогов о психологических особенностях старшего дошкольного возраста в рамках полоролевого развития.

Планируемый результат:

Формирование представлений и знаний о психологических особенностях формирования личности в рамках полоролевого развития.

Примерный ход проведения

Вводный этап

Психолог:

Воспитание, по своей сути, это управление развитием личности ребенка, но никакое управление невозможно без знания закономерности полоролевого развития детей.
Развитие ребенка с первых дней жизни – развитие конкретного мальчика и девочки. Однако мальчики, традиционно проводящие большие времени с мамой, в будущем встанут перед необходимостью изменения первоначально женской идентичности на мужскую, по образцу поведения значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. При решении этой задачи мальчик сталкивается с рядом трудностей. 

Во-первых, большинство окружающих его людей (воспитатели, учителя, врачи) женщины, в итоге он гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.

Во-вторых, мальчик испытывает сильное давление со стороны социума при формировании у него полоспецифического поведения: этому раньше начинает уделяться внимание, больше подчеркивается ценность соответствующей половой роли и нежелательность уклонения от нее, а стереотипы мужского поведения оказываются более узкими и категоричными, чем женского.

В-третьих, возможность проявить свои маскулинные качества (настойчивость, самостоятельность, двигательную активность и др.) у мальчиков ограничена, поскольку взрослые относятся к подобным проявлениям как к источнику беспокойства. Все это приводит к выстраиванию половой идентичности на негативном основании. Мальчикам часто говорят: «Как тебе не стыдно плакать», «Нельзя драться», «Не будь девчонкой», «Это не мужское дело» и т.п., при этом мужские ролевые модели поведения, в том числе способы реакции на обиду, не предлагаются. В результате ребенок оказывается в ситуации, когда от него требуется делать что-то, что для него недостаточно ясно, по причинам, которых он не понимает в силу возраста.

Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнутого грубого и резкого стиля поведения, которое несколько смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «Женского» мира.

Девочки находятся в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.

В каждой культуре есть разные виды поведения, которые произвольно отнесены к мужским или к женским. Это совершенно нормально, если эти случайные категории никоим образом не препятствуют личностям обоих полов свободно развивать свои потенциальные способности и умения. Пока эти произвольные социальные ярлыки «только для мужчин» или «только для женщин» не затрудняют свободное использование талантов, они относятся к доброкачественным или безвредным полоролевым стереотипам.

Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития, воспитатель может найти наиболее адекватные способы педагогического взаимодействия с детьми разного пола. 

Основной этап. Практическая часть. Работа с таблицей «Психологический портрет мальчиков и девочек»

Педагоги делятся на две группы. Одна группа работает с психологическим портретом девочек, вторая группа – с психологическим портретом мальчиков. (Зачитываются характерные качества и объясняются примерами).

Психологический портрет мальчиков и девочек

Девочки

Мальчики

В центре внимания девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления.

Девочек чаще привлекают домашние дела.

Сфера интереса мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности.

Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочка больше склонна к различной попечительской деятельности: она должна заботиться о ком-то, ухаживать, нянчить, учить, наставлять, зачастую утрачивая чувство меры.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собою кукол, украшения, они любят играть в ограниченном пространстве, в уголке.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.

Девочка интуитивно чувствует и понимает назначение вещи, ее пользу в быту, что подчеркивает направленность интересов на сферу человека.

У мальчиков отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес к различным инструментам, орудиям труда, различным устройствам и механизмам.

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как негодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению.

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство ребенка с игрушкой часто начинается с того, что ребёнок лезет смотреть, как она устроена, ещё не испробовав ее в деле.

Нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочки более конформны, лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят свое место при различных переменах. Они более чувствительны к межличностным отношениям.

При этом они довольно самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдаются повышенный интерес к собственной внешности и яркая реакция на ее оценку другими людьми.

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет или неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной деятельности.

Девочки чаще склонны апеллировать к взрослым, жаловаться на мальчиков.

Мальчики реже апеллируют к взрослым, реже жалуются.

Девочки склонны верить авторитетам, опираться на авторитет в затруднительных случаях. Они более исполнительны, часто им достаточно просто внушить, что «так надо».

Для ребят преклонение перед авторитетом менее характерно.

Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако вследствие разной направленности интересов и склонностей они проявляются по-разному.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. Они лучше выполняют задания по шаблонну, те которые им не в новинку, особенно когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской цели задания достаточно высоки. Они, как правило, менее точно передают события, происшествия, порой не в состоянии отделить объективный ход событий от собственных переживаний в этот момент.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен.

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Аккуратность или точность оформления нередко не соответствуют требованиям воспитателя, за что ребенок может получить низкую оценку.

Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие.

Мальчики легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают ее положительно, быстро находя себе занятие. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но при этом менее организованы.

Далее педагогам предлагается поделиться идеями формирования андрогенной личности в условиях детского сада, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. 

Примечание: андрогенная личность имеет богатый набор способов полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от изменяющихся социальных ситуаций.

Информация для педагогов: при оценке участниками предложенных идей ключевыми вопросами являются:

Реализуема ли ваша идея?
При каких условиях?
В чем польза вашей идеи?
Какие последствия она может иметь?
Хотите ли вы изменений, которые связаны с вашей идеей?

Заключительный этап

Психолог: 

На этом наша встреча подходит к своему завершению. И сейчас настал момент, когда нужно попытаться связать воедино все, о чем мы говорили и что делали на протяжении нашей встречи, посвященной формированию полоролевого развития ребенка.

Как Вы помните, начали мы с самого главного – психологический портрет мальчиков и девочек. После чего в фокусе нашего внимания чередовались поведения мальчиков и девочек в тех или иных ситуациях.

Желаю Вам профессионального обновления!

Используемая литература:

Шетинина А.М. Половое развитие детей 5 – 7 лет. М., 2010.
Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1997.
Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997.

Скачать конспект семинара-практикума «Психологический портрет мальчиков и девочек»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...