Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Автор: Кулемина О.А., старший воспитатель МАДОУ №311, г. Казань.

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Восприятие

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Далее, я хотела бы представить ряд игр и упражнений, используемых мною в работе с детьми, которые позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, структурным, целостным, что очень важно для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка в целом.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста


Игра «Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.
Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.

Игра «Сделай так»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:

1. По образцу построить из кубиков такое же строение.
2. По образцу нарисовать узоры.

Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет.
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.;
Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Методы познавательного развития

Метод проектов и познавательное развитие дошкольников

Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы. Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «. В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные. Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить. Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей. Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации.
Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:

1. Эколог и его помощники.
2. Цветы природы.
3. Где работает эколог.

Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.
Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

Предметный мир «Детство»

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.

Программа «Детство» предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного детства. Организуя познание предметного мира старшими дошкольниками, педагог развивает логику, исследовательский подход, способность к детальному сравнению сходных предметов. Развивая познавательные интересы старших дошкольников, педагог учитывает их пол: мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование. Детей этого возраста интересует история появления и изобретения вещей, поэтому особенно значима роль книги как источника новых знаний. Всему этому учит комплексная программа «Детство».

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

Учимся наблюдать

Наблюдение – самый популярный и доступный метод . Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.

2. Эксперимент.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:

Определим плавучесть предметов.
Как вода исчезает.
Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).
Эксперимент с магнитом и металлами.
Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

Упражнения:

- Нарисуй букеты в каждой вазе.
- С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.
- Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.
Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).
Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.

Скачать статью «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Обо всём на свете:

В во многих странах мира люди варят уху или рыбный суп. А в некоторых люди варят суп из небольших железных рыбок. И это не является каким-то розыгрышем или религиозным ритуалом - металлические рыбы помогают жителям небогатых стран бороться с последствиями ...

Читать дальше...