Джонни-пончик, конспект занятия по развитию речи

Конспект комбинированного занятия по развитию речи и рисованию в средней группе, тема «Джонни-пончик»

Автор: Давыдова Светлана Алексеевна

Программное содержание:

Познакомить детей с английской народной сказкой «Джонни-пончик». Учить детей анализировать сказку, находить сходства и различия с русской народной сказкой «Колобок».
Учить детей ставить себя на место героя сказки и вносить изменения в ее содержание.
Развивать умение детей составлять творческие рассказы (способом частичного изменения сюжета знакомой сказки). Ввести в словарь детей слова: маскировка, маскироваться, замаскированный.
Закрепить знания детей о структуре сказки.
Совершенствовать навыки рисования фломастерами (цветными карандашами).
Развивать творчество детей.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:

Фломастеры, листы бумаги, закрепленные на планшетах; шапочки-маски героев сказки.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня я хочу прочесть вам английскую народную сказку «Джонни-пончик». Джонни – это английское имя; как у нас Иванушка, так в Англии – Джонни. А что такое пончик, вы сами мне расскажите. (Ответы детей).
Итак, слушайте английскую народную сказку «Джонни-пончик»

Чтение английской народной сказки "Джонни-пончик"

Жили-были на свете старик со старухой, и был у них сынок. Как-то утром старуха замесила тесто, скатала пончик и посадила его в печку, чтобы он испекся.
- Ты смотри за Джонни-Пончиком, пока мы с отцом будем на огороде работать, - сказала она сыну.
И отец с матерью ушли окучивать картошку, а сынка оставили смотреть за печкой. Но ему это вскоре надоело. Вдруг слышит он какой-то шум, взглянул на печку и видит - дверца печки сама собой открывается, и выскакивает оттуда Джонни-пончик. 
Как покатится Джонни-Пончик прямо к открытой двери! Мальчик бросился закрывать ее, но Джонни-Пончик оказался проворнее - выкатился за дверь, перекатился через порог, скатился со ступенек и покатился по дороге. Со всех ног погнался за ним мальчик, клича родителей. Те услышали крик, бросили свои мотыги и тоже пустились в погоню. Но Джонни-Пончик уже был далеко и вскоре скрылся из виду. А старик со старухой и мальчик так запыхались, что уселись на скамью дух перевести. 
Вот покатился Джонни-Пончик дальше и вскоре прикатился к двум рабочим, что рыли колодец. Рабочие перестали работать и спрашивают:
- Куда спешишь, Джонни-Пончик?
А Джонни-Пончик им в ответ: 
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, и от вас я убегу!
- От нас? Ну это мы еще посмотрим! - сказали рабочие.
Бросили кирки и погнались за Джонни-Пончиком.
Но куда там! Разве его догонишь? Пришлось рабочим сесть у дороги передохнуть.
А Джонни-Пончик покатился дальше и вскоре прикатился к двум землекопам, что канаву рыли.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросили они.
А Джонни-Пончик им опять свое:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух рабочих убежал, от вас тоже убегу!
- От нас? Ну это мы еще посмотрим! - сказали землекопы.
Бросили заступы и тоже погнались за Джонни-Пончиком. Но Джонни-Пончик катился быстрее. Увидели землекопы - не поймать им Джонни-Пончика, оставили погоню и присели отдохнуть.
А Джонни-Пончик покатился дальше и вскоре прикатился к медведю.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросил медведь.
А Джонни-Пончик отвечает: 
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух рабочих убежал, от землекопов убежал, и от тебя я убегу! 
- От меня? - проворчал медведь. - Ну это мы еще посмотрим!
И медведь как задаст работки своим ногам, как припустит за Джонни-Пончиком! Но тот бежал себе без оглядки, и вскоре медведь так отстал, что и сам увидел - не угнаться ему за беглецом. Ну, он и растянулся у дороги, передохнуть. 
А Джонни-Пончик покатился дальше и вскоре прикатился к волку.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросил волк.
А Джонни-Пончик ему свое:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал, и от тебя я убегу-у-у!
- От меня? - огрызнулся волк. - Ну это мы еще посмотрим! 
И волк пустился во всю прыть за Джонни-Пончиком. Но тот катился все быстрей и быстрей, так что волк тоже отчаялся догнать его и улегся отдохнуть. 
А Джонни-Пончик покатился дальше. И вскоре прикатился к лисе, что тихонько лежала возле изгороди.
- Куда спешишь, Джонни-Пончик? - спросила лиса ласковым голосом.
А Джонни-Пончик опять:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал и от волка убежал. От тебя, лиса, я тоже убегу-у-у!
Тут лиса наклонила голову набок и говорит:
- Не расслышу я что-то, Джонни-Пончик. Подойди-ка поближе!
Джонни-Пончик подкатился к лисе и громко прокричал:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал и от волка убежал. От тебя, лиса, я тоже  убегу-у-у!
- Никак не расслышу. Подойди еще чуточку ближе! - попросила лиса слабым голосом.
А сама вытянула в сторону Джонни-Пончика шею и приложила лапу к уху.
Джонни-Пончик подкатился еще ближе, наклонился к самому уху лисы и прокричал что было силы:
- Я от деда убежал, я от бабки убежал, от мальчишки убежал, от двух рабочих убежал, от землекопов убежал, от медведя убежал и от волка убежал. От тебя, лиса, я тоже убегу-у-у!
- От меня? Ну нет! - тявкнула лиса и мигом схватила Джонни-Пончика своими острыми зубами.

Вы внимательно слушали сказку и наверняка заметили, что эта английская сказка очень похожа на одну русскую сказку. Какую? (Ответы детей). Верно! Английская народная сказка «Джонни-пончик» похожа на русскую народную сказку «Колобок». И русские, и английские бабушки и мамы рассказывают своим детям сказки. Давайте теперь разберемся, чем эти сказки похожи, а чем различны?

Анализ сходств и различий двух сказок

Обратите внимание, что и русские, и английские сказки начинаются и заканчиваются по-сказочному. Какими словами начинаются? Какими словами заканчиваются? Назовите главных героев сказок? Что в содержании было сказочное, такое, чего не может быть в реальной жизни? Какие действия в сказке повторяются? Сколько встреч произошло и с кем? От кого не смогли спастись ни Колобок, ни Джонни-пончик?

Динамическая пауза

В углах групповой комнаты висят картинки с изображением зайца, волка, медведя и лисы. Дети согласно тексту поворачиваются и находят глазами нужное изображение.

На тропинке зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
(Прыжки на месте. Ладони прижаты к голове, изображая «ушки»)

Тут навстречу – серый волк,
Страшный волк – серый бок!
Он крадется за кустами,
Грозно щелкает зубами.
(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносить вперед)

Ну а вот идет медведь,
Очень любит пореветь:
«У-у! У-у! У-у! Отходите, зашибу!
(Руки полусогнуты в локтях, разведены в стороны. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу, раскачивание туловища)

Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую лису.
​(Мягкий шаг с полуприседаниями. Носки вытянуты вперед, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу)

В сказках возможны самые разные чудеса. Сегодня мы с вами отправимся в сказку и попытаемся помочь главному герою не попасть в лисьи зубы. Хотите! Тогда начнем!

Пересказ сказки «Колобок»

Детям предлагается небольшими отрывками пересказать сказку «Колобок» до эпизода встречи с лисой. Можно использовать маски-шапочки для театрализации.

Изменение концовки сказки

И покатился колобок дальше по дорожке. А навстречу ему – Я. «Колобок, Колобок, – говорю я ему, – не катись дальше по дорожке! Встретишь лису, обманет она тебя и съест!» «Что же мне делать?» – спрашивает испуганный Колобок. «Тебе нужно замаскироваться. Это значит переодеться, притвориться кем-нибудь другим. Изменить свой вид так, что бы никто не узнал. Это называется замаскироваться». «Да я бы рад замаскироваться, – сказал Колобок, – да не знаю как. Не знаком я с маскировкой». «Не беда, наши ребята тебе с удовольствием помогут».

Ребята, возьмите в руки фломастеры и планшеты с закрепленными на них листами бумаги. Найдите каждый себе в групповой комнате удобное место. Ведь вам предстоит выполнить секретное задание. Нашли себе укромное местечко? Располагайтесь поудобнее и представьте, что вы попали в сказку. Неважно в какую: русскую «Колобок» или английскую «Джонни-пончик». Ваша задача помочь главному герою замаскироваться, сделать его неузнаваемым. Сначала нарисуйте обычного Колобка или Джонни-пончика, а затем дополняйте рисунок так, чтобы Колобок стал похож на кого-то или что-то другое. Чтобы Колобок или Джонни-пончик стал замаскированным.

Творческое рисование

Дети рисуют под звучание фоновой музыки. Воспитатель при необходимости наводит ребенка на мысль, дает ей развитие. (Варианты маскировки: воздушный шарик, снеговик, смешарик, усы и борода, косички и т. п.)

Ну а теперь, посмотрим и послушаем, какой способ маскировки вы придумали для спасения Колобка и Джонни-пончика. Показывайте свои рисунки замаскированного Колобка или Джонни-пончика и рассказывайте, что вы придумали и как закончится сказка в вашем случае.

Творческое рассказывание детей

Желательно записать рассказанное детьми окончание сказки на обороте их рисунков и устроить тематическую выставку.

Скачать конспект занятия "Джонни-пончик"

Обо всём на свете:

В наши земли картофель в был завезен довольно поздно, в самом начале 18-го века, когда вся Европа уже давно употребляла этот продукт. Первые клубни привёз из-за границы известный новатор Петр I, которому по душе пришлись различные блюда ...

Читать дальше...