Путешествие в страну красивой речи

Конспект речевого досуга в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи» 

Автор: учитель-логопед Нейман О.В., МБУ детский сад № 73 «Дельфин» г. о. Тольятти. 

Цель:

Закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук;
Закрепить навыки правильного звукопроизношения;
Совершенствовать навыки слогового анализа слов;
Упражнять в употреблении увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Совершенствовать навыки словоизменения и словобразования;
Упражнять в работе с деформированным предложением;
Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Оборудование:

Картинки со сказочными героями; грамоты; речевые игры «Собери чемодан», «Волшебные таблицы», «Рассыпанные слова», два подноса, муляжи овощей и фруктов, подборка музыки: «Мы едем, едем, едем» («Песенка друзей» из к/ф «Весёлые путешественники», музыка из к/ф «Приключения Буратино».

Ход занятия:

Логопед:

- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Надеюсь, что скучать вам сегодня не придётся, ведь у нас соревнуются две команды: «Знайки» и «Грамотеи». Давайте поприветствуем их.

- Девиз команды «Знайки»: «Знай больше-говори меньше», а девиз команды «Грамотеи»: «Красиво говоришь-приятно слушать». Команды определены, теперь разрешите представить жюри. Жюри будет оценивать ответы и каждой команде будут выставляться баллы.

- Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это способность говорить. А из чего состоит наша речь? (Ответы детей). Разговариваем мы друг с другом при помощи предложений. А как получаются предложения? из звуков образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения. 

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну правильной красивой речи. Много лет я живу в этой стране. И с каждым днем жителей в ней становится все больше и больше, поскольку все хотят говорить правильно и красиво. Эта страна волшебная, но в ней есть города с самыми обычными названиями.

Входит Буратино. (Под музыку из к/ф «Приключения Буратино»).

Буратино:

- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в путешествие собираетесь. Я тоже очень люблю путешествовать. Люблю разные приключения. Я однажды убежал от папы Карло и попал в страну Дураков. Вот было жутко интер-р-ресно.

Логопед:

- Подожди, Буратино, Но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не в «Страну Дураков», а в страну правильной красивой речи.

Буратино:

- Да, да, я кое-что слышал о такой стране. Но я мало о ней знаю… 

Логопед:

- Не переживай, Буратино! Хочешь, мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь о родной речи?

Буратино:

- Конечно хочу!

Логопед:

- Отлично. В путешествии нас ждут разные приключения: задорные игры, веселые песни, интересные встречи. Итак, ребята, давайте собираться в путешествие. Для этого нужно собрать необходимые вещи.

Игра «Собери чемодан»

А мы посмотрим, как вы умеете выделять звуки.

- Ребята, вам нужно назвать картинку, определить первый звук в этом слове и дать характеристику этого звука. Первую картинку назову я. 

- Платье - этом слове первый звук [п]. Звук [п] согласный глухой, твердый. (Дети выполняют задание).

- Молодцы, ребята! А ну-ка, Буратино, попробуй и ты.

- Вы правильно справились с заданием можно отправляться в путешествие. А путешествовать с песней всегда веселее. 

Песня по выбору логопеда. Воспроизводится аудиозапись «Мы едем, едем, едем» («Песенка друзей» из к/ф «Весёлые путешественники»).

- Ребята, вот и первая остановка. Мы попали в Буквоград. А вот и Букворёшка. Букворёшка приготовил нам загадочные картинки. Посмотрите на эти картины. Что несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке медведь? (Ответы детей).

- На самом деле вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика закрыта платочком, а мешок медведя завязан. Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты! В этом мне помогут волшебные таблицы. (Выдает двум участникам таблицу с буквами).

Логопед:

Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы 
Те, что встретишь ты по две.

А оставшиеся буквы 
В слово ты скорей сложи 
И тогда узнать ты сможешь 
То, что спрятано внутри.

Буквы: З М О Ё О Д З, ответ: мёд.

Буквы: Л И Я У И К Я, ответ: лук. 

Воспроизводится аудиозапись «Мы едем, едем, едем» («Песенка друзей» из к/ф «Весёлые путешественники»).

Логопед:

- Ребята, мы попали в поселок Слоговой. Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова. Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем рассыпанные слова.

Игра «Рассыпанные слова»

Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«Мо-ны-ли» и «на-ны-ба» 
Что за чудо здесь слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.

Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки. Прочитайте слоги и назовите фрукты!

Слоги: мо-ны-ли, на-ны-ба.

Логопед:

Молодцы, дети. А сейчас нам пора идти дальше. Мы оказались на улице поэтов. Нас встречает Незнайка.

Незнайка:

Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

Игра «Один - много» 

На берегу росла сосна – а рядом с нею… (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею… (звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это (гномы)

- Молодцы, ребята!

Воспроизводится аудиозапись «Мы едем, едем, едем» («Песенка друзей» из к/ф «Весёлые путешественники»).

Логопед:

- Ребята, мы приехали в город Писателей. Нас встречает Бериляка. Он говорит, что злая кикимора перепутал слова в предложениях. Давайте мы поможем ему.

Игра «Исправь ошибку»

Давайте подумаем и составим правильные предложения.

- На белке сидела елка. (На елке сидела белка).
- В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы).
- Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу).
- По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик).
- Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур).

Логопед:

- Молодцы, ребята! Пора идти дальше. А вот и переулок Спортивный. Нас встречает Спортик. 

Спортик:

- Внимание, друзья! Эстафету объявляю я! (Звучит музыка).

- Я приглашаю 2 команды по 5 человек. У нас команда «Знайки» и команда «Грамотеи».

- По команде вам нужно добежать до стола, далее команда «Знайки» выбирает все, что нужно для компота, а команда «Грамотеи» выбирает все, что нужно для борща (дети раскладывают фрукты и овощи на разные подносы).

- Молодцы! Справились с заданием Спортика!

Логопед:

Ну, вот и все, ребята. Наше путешествие по стране правильной красивой речи подошло к концу. Каждый из нас узнал что – то новое сегодня, и каждый показал свои знания и умения. Я думаю, что теперь вы будете постоянными жителями этой страны.

Буратино:

Спасибо ребята, я многому научился у вас. Вы такие умные, ловкие, умелые. Я хочу вас поздравить с победой и вручить грамоты.

(Вручает грамоты).

Сейчас же прощаться пора
До встречи, мои дорогие друзья!

Скачать конспект речевого досуга в старшей группе на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Обо всём на свете:

В наши земли картофель в был завезен довольно поздно, в самом начале 18-го века, когда вся Европа уже давно употребляла этот продукт. Первые клубни привёз из-за границы известный новатор Петр I, которому по душе пришлись различные блюда ...

Читать дальше...